В чем же заключалось многобожие курайшитов?

Если мы посмотрим на окружающих нас людей из этнических представителей мусульманских народов, то увидим, что некоторые из них высказывают сомнения в существовании Аллаха, многие не могут дать утвердительный ответ на вопрос о том, кто сотворил все сущее, кто этим всем владеет и управляет. Многие из этих людей не поклоняются Аллаху никакими видами внешнего поклонения. И вместе с этим они называют себя мусульманами. Посмотрите же на то, как многобожники-курайшиты были убеждены в существовании Аллаха, Его Господстве и поклонялись Ему премного, но, вместе с этим, Всевышний назвал их многобожниками и обещал им вечный Ад. В чем же заключалось их многобожие?

Дело в том, что недостаточно лишь одного поклонения Аллаху для того, чтобы стать мусульманином, единобожником. Чтобы войти в Ислам необходимо не просто поклоняться Аллаху, но поклоняться Аллаху Одному, не поклоняясь больше никому, кроме Него.

Поэтому Всевышний сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом».(18: 110).

Обратите внимание, как Всевышний не ограничился лишь побуждением к праведным деяниям, но, вместе с этим, обусловил оставление поклонения кому-либо наряду с Ним.

Сказал ханафитский имам Ибн Абиль-‘Изз: «Если человек подтвердит единство Аллаха в Господстве, которое подтверждают многие из этих философов, и говорят об этом многие из суфиев, превращая этот вид единобожия в конечную цель, но, вместе с этим, он будет поклоняться не только одному Аллаху и не отречется от поклонения кому-то наряду с Аллахом, тот будет многобожником»[444].

Что же касается курайшитов, то их многобожие заключалось в том, что они поклонялись умершим праведникам, ангелам и другим существам, которые имеют положение перед Аллахом. Разъясняя их идеологию, Всевышний Аллах говорит: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». (10: 18). А также: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». (39: 3).

Как мы видим из этих аятов, конечной целью курайшитов было достижение довольства Аллаха и приближение к Нему. Они поклонялись этим объектам поклонения, так как считали, что эти объекты заступаются за них перед Аллахом.

Рассказывая о божествах курайшитов, Ибн ‘Аббас упомянул о божестве ал-Лят и сказал: «ал-Лят – это человек, который готовил сауик[445] для паломников, и кто бы ни ел из этого сауика, непременно поправлялся в весе. Затем люди начали поклоняться ему».

(Сообщение с хорошим иснадом; Ибн Аби Хатим в утерянной, на данный момент, части его тафсира, как об этом сказано в «Фатх уль-Бари» хадис № 4859).

Сказал Муджахид ибн Джабр: «ал-Лят – это человек, который готовил сауик, когда же он умер, люди начали собираться и проводить время у его могилы».

(Сообщение достоверное; Ибн уль-Мунзир и ‘Абд ибн Хумейд, как об этом сказано в «ад-Дурр уль-Мансур» при тафсире суры «Нажм», 19-ого ее аята).

Слова Муджахида разъясняют то, с чего началось поклонение людей этому праведнику. Оно началось именно с собраний на его могиле и провождении времени около нее.

В различных тафсирах говорится о том, что после того, как этот человек умер, они начали собираться у его могилы, а через некоторое время начали поклоняться ему, говоря: «Они – наши заступники перед Аллахом», а также: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».

Говоря же о божестве курайшитов «аль-‘Узза», Ибн Джарир сказал: «Это их божество представляло собой дерево, над которым построили строение и покрыли его покрывалом. Оно находилось в местечке Нахля – между Меккой и Таифом. Курайшиты возвеличивали это дерево, поэтому в день битвы при Ухуде, Абу Суфьян сказал: «У нас есть ‘Узза, а у вас ‘Уззы нет», на что посланник Аллаха сказал: «Скажите: «Аллах – наш Покровитель, а у вас нет покровителя».

(Хадис достоверный; Бухари 3039; со слов Бара ибн ‘Азиба).

Возвеличивание этого дерева заключалось в том, что они вешали на него куски тканей и прочие предметы, в надежде перенять благословение этого дерева. То же самое сегодня делают с деревьями в Булгаре. А Аллах превыше того, что придают Ему в сотоварищи.

Сказал Абу Салих: «Они вешали на это дерево кусочки кожи и шерсти».

(Иснад сообщения достоверный; ‘Абд ибн Хумейд в утерянной на данный момент части своего тафсира, как об этом сказано в «ад-Дурр уль-Мансур» 14/33; Основа же этого сообщения у Ибн Джарира 22/48, а вся хвала принадлежит одному Аллаху!).

При этом, курайшиты, точно также как и суфии-кубуриты, не считали, что их божества способны приносить пользу или вред сами по себе, не нуждаясь при этом в Аллахе. Напротив, они считали, что Всевышний из своей любви к этим праведникам наделил их способностью и возможностью управлять некоторыми явлениями бытия.

Если же представители суфийских тарикатов сомневаются в этом, то пусть почитают книги ханафитских имамов, особенно их тафсиры.[446]

Рассказывая нам о разговоре Ибрахима со своим отцом и народом, Всевышний сказал: «Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?» Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им». Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?» Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом».(26: 70-74).

В этом аяте ясный довод, что многобожники не считали, что те, кому они поклоняются, способны приносить пользу и наносить вред самостоятельно, не нуждаясь при этом в Аллахе. Однако, вместе с этим, они считали, что приближение к Аллаху через посредников – это и есть религия Аллаха, которой Он доволен. Поэтому перед сражениями с пророком , они просили Аллаха помочь им в битве. Они считали, что пророк пришел с новой религией, которой не доволен Аллах. Пророк же призывал их к поклонению Аллаху без посредников. Всевышний говорит об этом: «Они сказали: «Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду». (7: 70).

Точно также, сегодня, суфии наших земель утверждают, что мы принесли им новую религию, которой не доволен Аллах, называют они ее ваххабизм, экстремизм и т.п. При этом, они имеют те же убеждения, что и курайшиты, считая, что их праведники в Булгаре не самостоятельны в принесении пользы и вреда, считая также, что приближение к Аллаху, почитая этих праведников, это и есть религия Аллаха, которой Он доволен. Поэтому в своих книгах они обращаются за помощью к Аллаху в борьбе против «ваххабитов», а теперь, добавили еще один термин «саляфиты», приписывая к нему всех, кто им не угоден. Они точно также яростно стоят за свои убеждения, а в пользу своей правоты приводят лишь слова: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом». Что касается курайшитов, то они исповедовали видоизмененные остатки религии пророка Ибрахима, а наши суфии исповедуют религию суфизма, которую переняли у своих отцов и предков.

А одним из самых явных доказательств того, что курайшиты не верили, что их божества самостоятельны и не нуждаются в Аллахе, является их «тальбия», которую они произносили во время Хаджа. Когда они совершали Хадж, они говорили: «Вот мы перед Тобой, о, Аллах! Нет у тебя сотоварища», пророк говорил им: «Горе вам, не продолжайте, остановитесь на этом!», но они продолжали: «Кроме того сотоварища, которым Ты владеешь и владеешь тем, чем он владеет».

(Хадис достоверный; Муслим 1185; со слов Ибн ‘Аббаса).

Это их восклицание при совершении Хаджа ясно раскрывает суть их убеждений. В этой тальбие сразу несколько важных моментов:

1. Курайшиты знали, что у Аллаха нет сотоварища в полном смысле слова, т.е. сотоварища во всех отношениях.

2. Курайшиты считали, что те, кого они почитают, владеют некоторыми явлениями бытия.

3. Курайшиты были убеждены, что эти их божества не владеют этим самостоятельно, но знали, что самостоятельно этим владеет Аллах, а их Он лишь наделил управлением некоторыми явлениями из Своей милости.

4. Более того, они считали, что Аллах полностью владеет всеми этими сотоварищами.

Что же касается понятия «владение» у арабов, то оно у них, как, впрочем, и в других народах, означает: «Право на всестороннее пользование предметом и распоряжение им»[447].

Также здесь будет уместно привести куплет стиха одного из многобожников-курайшитов времен джахилии Ауса ибн Хаджара[448], который сказал: «Клянусь аль-Лят и аль-‘Узза и всеми, кто на их религии, а также клянусь Аллахом, поистине, Аллах превыше них»[449].

Все эти доводы ясно раскрывают суть убеждений курайшитов-многобожников времен пророка . Проанализировав эти доводы, читатель увидел, что между убеждениями и действиями курайшитов и суфиев нет никакой разницы.

Если же читатель все еще сомневается в этом, то пусть прочитает следующие Слова Аллаха, которые рассказывают нам о многобожниках времен пророка : «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру». (31: 32).

Подобные аяты повторяются в Коране неоднократно. Эти аяты указывают на то, что в безвыходной ситуации, многобожники уже не обращались к посредникам, а обращались напрямую к Аллаху, так как понимали, что для обращения к посредникам и ожидания ответа от них, времени нет.

А что же касается Слов Аллаха: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (39: 36), или «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло»(11: 54), то они не говорят о том, что многобожнки имели убеждение о самостоятельности своих божеств в способности причинять вред. Они лишь имели убеждения о том, что Всевышний позволил этим умершим праведникам причинять зло врагам Аллаха, ведь они считали, что они на религии Аллаха, а пророк - враг Аллаха, который пришел, чтобы изменить религию Аллаха, которой Он доволен.

То же самое сегодня можно услышать и от могилопоклонников, которые часто утверждают, что такой-то «уали» коснулся злом того, кто принизил его почет. Когда же им скажешь: «Неужели вы хотите сказать, что этот уали может наносить вред?» - они отвечают: «Нет, сам по себе он вред нанести не может, но это карамат (чудо, почет), которым его наделил Аллах».

Поэтому имам Ибн Абиль-‘Изз сказал: «Многобожие – это убеждение о том, что праведники являются заступниками перед Аллахом, и превращение их в посредников между собой и Аллахом, и поклонение им, исходя из этого убеждения. Это и есть основа многобожия арабов времен невежества»[450].

После разъяснения убеждений курайшитов, их религии и их действий, можем перейти к разъяснению и ответу на некоторые сомнения суфиев.