Целование могилы или чего-либо с целью получить благодать (барака) или из обожествления и почета.

При целовании черного камня во время совершения Хаджа, ‘Умар ибн уль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что посланник Аллаха целовал тебя, я бы не поцеловал тебя».

(Сообщение достоверное; Бухари 1597; Муслим 3070; Ахмад 325).

 

Сказал имам Ибн Дакыйк аль-‘Ид: «В этом хадисе доказательство на желательность целования черного камня».[327]

Из этого сообщения однозначно понимается, что причиной целования чего-либо в форме выполнения религиозного обряда, является приказ из Корана или Сунны. И если приказа на целование чего-либо, как, например, могилы, нет, то целовать это недозволенно.

Поэтому шейх уль-Ислам сказал: «Нет в этом бытие какого-либо предмета, целовать который было бы узаконено, кроме черного камня Каабы. Целование и дотрагивание разрешено только в отношении Каабы – Запретного Дома Аллаха, и нельзя уравнивать дом творений с Домом Творца».[328]

Целование черного камня узаконено только для следования в этом пророку , как один из элементов обряда Хаджа, а не потому, что этот камень обладает физической благодатью.

Также сказал имам Ибн уль-Кайим: «На лице земли нет такого предмета, который было бы узаконено целовать или дотрагиваться до него, кроме черного камня и йеменского угла Каабы».[329]

Слова Ибн уль-Кайима означают, что до черного камня можно дотрагиваться, а также целовать, а что касается йеменского угла Каабы, то до него дотрагиваются, но целовать его не узаконено.[330]

Все, что было упомянуто выше, касается целования и дотрагивания религиозного, имеется в виду совершение этого в форме религиозного обряда. Что же касается целования и дотрагивания бытового, то это разрешено вне всяких сомнений.

Исходя из этого, не разрешается целовать что-либо, желая приблизиться этим к Аллаху. Это относится также и к свитку Корана, не говоря уже о могилах и мавзолеях.

Постоянному Комитету был задан вопрос о положении целования свитка Корана, в ответ они сказали: «Хвала одному Аллаху, благословение и мир его посланнику, семье и сподвижникам, а затем: мы не знаем никакого довода на узаконенность целования мусхафа. Коран был ниспослан для чтения и размышления над ним, а также для его возвеличивания, и чтобы те, кому он ниспослан, поступали в соответствии с ним».[331]

А что касается того, что передают от ‘Икримы ибн Аби Джахля о целовании им мусхафа, то это недостоверно. Это сообщение не приходит словами «поцеловал мусхаф», все что есть, это слова: «положил мусхаф себе на лицо и сказал «Слово моего Господа», повторив это трижды».

(См. его биографию в «аль-Исаба» ибн Хаджара 5654, «Усдуль гъаба» 3741, «аль-Исти’аб» 1857, «Табакат» ибн Са’да (8/329), а также «Сафуа ас-Сафуа» ибн уль-Джаузи).

Некоторые из могилопоклонников не ограничиваются целованием могилы, или ее решетки, но делают то, что хуже этого – целуют землю вокруг могилы, считая, что физическая благодать похороненного в ней праведника, переходит и на эту земля также.[332]

Целование могилы или тем более земли вокруг могилы, или же земли Иерусалима или мяча или кубка (как это делают футболисты), или денег (как это делают торговцы), все это является следствием неправильных убеждений. Этим своим действием они хотят либо возвеличить этот предмет, либо перенять его благодать, либо и то и другое.