Www.ibnothaimeen.com

БРАК И РАЗВОД

В ИСЛАМЕ

 

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин

 

 

Верстка:

Абу Умар Татарстани

 

Оригинал книги на арабском:

www.ibnothaimeen.com

 

 

 

 

Глава первая

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА “БРАК”

 

С точки зрения лингвистической «брак» (по-арабски «ан-никах») имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Абу Али аль-Кали сказал: «Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: «Накаха фулян бинт фуляна», то имеют в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: «Накаха имраатаху ау зауджатаху», то имеют в виду только «совокупление», «половой акт», имевший место между мужчиной и женщиной».

Слово «ан-никах» в Шариате означает «заключение договора (по-арабски: «’акд») между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза».

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению «взаимного удовольствия», но еще означает и «создание хороших семей и здоровых сообществ». Однако, в зависимости от конкретных условий, одно из значений может быть преобладающим.


Глава вторая

 

ПОНЯТИЕ БРАКА

 

Брак (ан-никах) в своем истинном смысле - неотъемлемое право каждого, имеющего сильное желание и способного к вступлению в брачные отношения.

Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, который, хвала Ему, сказал:

«Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство»(Сура «Гром», аят 38).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился и сказал: «Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот - не из нас» аль-Бухари 5063, Муслим 1401.

Поэтому ученые говорят: «Брак при наличии сильного желания - лучше дополнительных молитв». При этом имеются в виду те положительные последствия брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речь пойдет ниже.

В некоторых случаях, когда мужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, пусть женится. Это сохранит ваше целомудрие, и убережет ваши взоры от греховного. А кто не способен, тот должен поститься. Пост - уничтожение похоти» аль-Бухари 5066, Муслим 1400.


Глава третья

 

УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В

БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Одним из показателей большой организующей силы Ислама и точности его предписаний является то, что он определяет условия, которые регулируют процесс заключения договоров, их содержание и срок действия. Каждый договор имеет место только при соблюдении определенных условий. Это - ясное свидетельство мудрости и совершенства Шариата. Ведь его ниспослал Аллах, Мудрый и Всезнающий, ведающий то, что положено людям, и предписывающий богоугодное в вере и при земной жизни.

Среди этих договоров - брачный договор, имеющий определенные условия, среди которых как наиболее важные мы отметим следующие:

 

1. Согласие супругов. Нельзя заставлять мужчину вступать в брачные отношения с той, с которой он не желает их иметь, и нельзя принуждать женщину выходить замуж против ее воли. Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Не разрешается вам брать наследство у жен против их воли» (Сура «Женщины», аят 19).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не вступай в супружеские отношения с вдовой, пока та не подчинится, не вступай в супружеские связи с девственницей, пока она не разрешит». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А каково ее разрешение?» Он ответил: «Ее молчание» аль-Бухари 5136, Муслим 1419.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил выдавать замуж, будь то девственницу или бывшую замужем, если она на это не выразит своего согласия. Если речь идет о девственнице, то для решения достаточно ее молчания, так как, возможно, она стесняется выразить свое согласие вслух.

В случае, если женщина не пожелает выходить замуж, то никому, даже ее отцу нельзя принуждать ее к этому. Это согласуется со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Согласия девственницы спрашивает ее отец» Муслим, 1421.

На отце, если он при данных обстоятельствах не выдаст ее замуж, нет греха, так как она сама этого пожелала. Однако он должен оберегать ее и охранять.

Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: «Желаю этого», то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.

2. Опекун. Согласно высказыванию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вступать в брак без опекуна нельзя:

«Брак - только при наличии опекуна» Абу Дауд 2085, ат-Тирмизи 1101, Ибн Маджах 1881.

Если женщина вступает в брак самостоятельно, то независимо от того, заключила она брачный договор через посредника или сама, брак ее считается недействительным.

Опекун – это совершеннолетний, зрелый, находящийся в здравом уме мужчина из числа родственников женщины по линии отца: отец, дед, ее сын, внук и т.д. родной брат, сын ее отца, родной дядя, дядя ее отца, а также их сыновья и потомки.

Опекуном не может быть никто из братьев по материнской линии, ни их дети, ни дед по материнской линии, ни дядя по материнской линии, так как они не входят в число родственников по линии отца.

Поскольку при заключении брака должен быть опекун, то, если есть несколько претендентов, он должен выбрать самого достойно. Если же предложение поступило от одного, который ее достоин, то она выходит за него.

Здесь стоит подчеркнуть высокую степень ответственности, которую опекун несет за того, кого он, по поручению Аллаха, опекает. Это дар, который он обязан хранить и которым должен надлежащим образом распорядиться. Ему не позволено использовать опекунство в своих личных целях. Он не может выдать находящуюся под его опекой женщину за несоответствующего ей человека, руководствуясь соображениями личной выгоды. Это было бы предательством. Ведь Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Не изменяйте Аллаху и Посланнику, - тогда вы измените доверенному вам, в то время как вы про это знаете»(Сура «Добыча», аят 27).

И сказал также Всевышний Аллах:

«Поистине, Аллах не любит всякого изменника, неверного!»(Сура «Хадж», аят 38).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каждый из вас - пастырь, и каждый из вас отвечает за паству свою» аль-Бухари 5188, Муслим 1829.

Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна.

Глава четвертая

 

ЧЕРТЫ ЖЕНЩИНЫ,

КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ БРАТЬ В ЖЕНЫ

 

Как мы отмечали выше, к браку стремятся, имея в виду получение супругами взаимного удовольствия, создание добропорядочной семьи и здорового союза. Поэтому женщина, на которой следует жениться, должна обладать качествами, которые позволили бы ей достичь этих целей супружества. Она должна обладать внешней и внутренней красотой.

Внешняя красота - это совершенство физическое. Если женщина имеет красивый облик и мелодичный голос, ей радуются и душа, и сердце, в ней воплощены слова Всевышнего:

«Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость»(Сура «ар-Рум», аят 21).

Внутренняя красота - это религиозное и нравственное совершенство. Чем женщина религиознее, чем она совершеннее нравственно, тем она более любезна душе и тем правильнее ее поведение.

Верующая женщина, охраняя права своего мужа, ложе его, детей и имущество, подчиняется воле Аллаха. Она подталкивает и его к повиновению воле Всевышнего Аллаха: если он забудет о повиновении, она напомнит ему, если проявит лень, она его взбодрит, а если разгневается, то - ублажит.

Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том что, по его мнению, должно делаться медленно.

Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какая женщина является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует его, когда он на нее посмотрит, подчиняется, когда он ей прикажет, и не совершает того, что ему не нравится как в плане моральном, так и в том, что касается его имущества» Ахмcenter>


Дата добавления: 2015-07-03; просмотров: 65; Опубликованный материал нарушает авторские права?.