Целевые задачи экологического аудита

БИЛЕТ №7(2)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ЗА РУБЕЖОМ

 

 

В начале 70-х годов прошлого века компании стран Европы и Северной Америки стали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что приводило к дополнительным финансовым потерям.

В этой связи компании начали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. По некоторым признакам такой подход соответствовал финансовому аудиту и поэтому получил название ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА.

 

К середине 80-х годов ХХ века экологический аудит сформировался в метод внутреннего административного управлениядля усиления контроля за деятельностью предприятия. Это направление экологического аудита, введенное Международной торговой палатой, включало также оценку соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства.

 

Экоаудит получил широкое распространение в промышленно развитых странах – в Канаде, Великобритании, Нидерландах, США, Швеции, странах ЕЭС и Восточной Европы.

Например, в 1984 г. Агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию аудирования для федеральных агентств. В соответствии с ней агентства осуществляли экологический аудит Министерства энергетики США, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред.

К 1987 г. около 40 различных федеральных агентств разработали свои программы экоаудита. Министерство обороны США проводило экоаудит своих военновоздушных баз и предприятий подрядчиков, соответствующие протоколы представлялись по запросу общественности.

К 1990 г. коммерческие банки в ряде стран стали использовать экологический аудит в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам, обусловленных недостатками природоохранной деятельности предприятиями-заемщиками.

 

Цели экологического аудита в ряде стран представлены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Целевые задачи экологического аудита

 

Страна (организация) Цель экологического аудита
Индонезия Оказание помощи деловым кругам и промышленности в совершенствовании управления окружающей среды, снижение рисков финансового рынка и повышение конкурентоспособности на мировом рынке.
Норвегия Усиление экологической деятельности в государственном и частном секторах в дополнение к традиционным инспекционным проверкам в промышленности.
Европейский Союз (ЕМAS-программа) Совершенствование экологических аспектов деятельности промышленных компаний за счет использования систем управления окружающей средой.
Ямайка (Всемирный банк) Содействие приватизации. Изучение экологических условий и определение необходимости очистки и других корректирующих действий на имеющихся энергосистемах общего пользования, подлежащих приватизации.
Боливия (Всемирный банк) Содействие приватизации. Привлечения частного капитала в горнодобывающую промышленность и сектор энергетики. Техническое содействие и финансирование Всемирным банком модернизации производств, направленных на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.
Франция Проверка безопасности производства и оказание помощи властям в принятии мер по изучению рисков и обеспечению безопасности.
Международная финансовая корпорация (МФК) Определение характера и масштабов всех возможных экологических проблем, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на существующих объектах или в рамках корпоративной политики.

 

В США и других зарубежных странах ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ – это не только проверка состояния предприятия на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, но и основа для разработки комплекса мер по предотвращению его возможных нарушений.

Таким образом экологический аудит превращается из «рутинного инструмента» контроля за соблюдением закона в экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности предприятия.

Проверка соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства позволяет выявить условия, приводящие к экологическим правонарушениям, и предпринять соответствующие меры, чтобы исключить возможность применения к нему штрафных санкций. Например, в случае экологического нарушения в США даже реализация программы аудита может уменьшить величину штрафа за правонарушение.

Суды, используя законы так называемого народного благосостояния, к которым относится экологическое законодательство, указывают, что правительство не обязано доказывать преднамеренность в действиях правонарушителя. Считается, что компания обладает общими знаниями работников в сферах обеспечения безопасности и охраны окружающей среды, и должна нести ответственность, если даже ни один из ее работников не знал всех деталей нарушения закона.

В случае добровольного выявления экологического правонарушения или других экологических проблем, стоящих перед компанией, и принятия мер по их устранению она приобретает и другие преимущества. Например, если компания добровольно доводит до сведения инспекторов вскрытые ею экологические проблемы, это свидетельствует о том, что она занимает ответственную позицию, направленную на содействие инспекторам, что в последствии может улучшить ее отношения с ними.

Систематические аудиторские проверки – это политика предприятия, направленная на следование законам.

Закон о защите окружающей среды от загрязнения, принятый США в 1990 г., предоставил большие полномочия Отделу по уголовному преследованию. Основным в его деятельности является выявление тех, кто подлежит привлечению к ответственности в административном или гражданском порядке. Нарушения, выявленные добровольно или исправленные благодаря программе экоаудита, не станут предметом рассмотрения в уголовном порядке. Одним из смягчающих обстоятельств является наличие на предприятии программ экологического аудита.

 

Несмотря на определенный опыт экологического аудирования, в настоящее время нет устоявшегося определения экологического аудита.

 

Термин «аудирование», заимствованный из финансового лексикона, означает проверку счетов.

В материалах Всемирного банка используется определение:

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ представляет собой методическое изучение экологической информации об организации, сооружении или объекте для выяснения того, в какой степени он соответствует определенным критериям аудита».Критерии аудита определяются причинами его проведения и поставленными задачами. Экологический аудит может рассматриваться в качестве «моментальной фотографии» экологической обстановки на аудируемом объекте.

return false">ссылка скрыта

 

Советом Европейского Сообщества введено определение:

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ означает средство управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды с целями:

 

· облегчение контроля практики, воздействующей на окружающую среду;

· оценки согласованности деятельности компании с экополитикой.

В международном стандарте ISO 8402 (1994 г.) сформулировано:

 

“Проверка (аудит) качества в виде систематического и независимого анализа, позволит определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям”.

 

В международном стандарте ISO 14011(1996 г.) записано:

АУДИТ в области окружающей среды – систематический документированный подтверждающий процесс объективного получения и оценки свидетельств аудитадля определения соответствия или несоответствия критериям аудита специфической деятельности в области окружающей среды, события, условия, системы управления или информации об этих предметах, делах, а также передача результатов этого процесса.

 

Международная торговая палата в своих документах (29 ноября 1988 г.) дает следующую формулировку экологического аудита:

 

“ЭКОАУДИТ – инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система, управление охраной окружающей среды, функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля за практической деятельностью в области охраны окружающей среды, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям.

 

Современные формулировки:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ – вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ – независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды – объектов экологического аудирования.

В качестве объектов экологического аудирования может рассматриваться хозяйственная и иная деятельность (в том числе прошлая), связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты деятельности.

Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия «экологический аудит» в русском языке являются такие термины как «экологическое обследование», «экологический осмотр», экологическая оценка», «проверка правильности проводимой экологической политики» и др.

Проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой, способность природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды. Кроме того, проведение экологического аудита позволяет определить способность некоторой технологической системы производить экологически чистую продукцию, определять привлекательность производства и территории для инвестиций. В сферу рассмотрения при экологическом аудите входит также оценка управления окружающей средой (охраной окружающей среды) и природопользованием.

Именно с такой целью зарубежные компании обращаются к экологическим аудиторам – юридическим и физическим лицам, которые могут дать объективную оценку экологического состояния предприятия, определить существующие отклонения от нормы, т.е. от требований действующего законодательства и нормативных документов в области охраны окружающей среды или международных стандартов, и рекомендовать мероприятия по приведению производственной деятельности предприятия в соответствии с этими требованиями. В конечном итоге все это позволяет повысить значимость предприятия как на рынках продукции, так и на рынках инвестиций.

Таким образом, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия или несоответствия определенным критериям.

В качестве таких критериев можно выделить количественные и качественные показатели(признаки),основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях, нормах и правилах. Критерии устанавливаются в зависимости от целей и задач экологического аудита. Таким образом, критерии аудита – это требования (политика, практика, процедуры, экологические нормы), с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства о рассматриваемом (аудируемом) объекте. В широком понимании экологический аудит – это инструмент управления, который базируется на системном подходе и с помощью которого оценивается эколого-экономическая эффективность управления.