Высшего профессионального образования 12 страница

Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если та­ковых не очень много, либо описанием их свойств. Генерация вари­антов решений в большинстве случаев выполняется либо с помощью различного рода аналитических моделей, либо с помощью баз зна­ний экспертных систем.

Существует множество аналитических моделей, используемых для подсчета результатов принятия того или иного варианта. Наибо­лее распространенными являются:

■ численные методы решения уравнений или их систем;

■ теория игр;

■ теория полезности;

■ теория статистических решений.

Подсчет результатов с помощью уравнений выполняется во многих случаях. Все они привязаны к конкретной области примене­ния и поэтому систематизировать их достаточно сложно. Можно лишь отметить, что существуют области, где эти методы применяют­ся успешно, но существуют и такие, где с их помощью не удается достичь желаемого результата.

Теория игр используется в условиях конфликтных ситуаций. Схема игры позволяет получить формулу подсчета результатов для каждого варианта. Формализация процесса игры и есть формализа­ция процесса подсчета результатов.

Предметом теории полезности служит представление в действи­тельных числах относительных предпочтений отдельного лица при выборе варианта из некоторого их множества. Она позволяет срав­нивать полезности альтернативных решений при условии учета в ка­ждом варианте вклада существенных факторов. В процессе оценки используется функция плотности вероятности, описывающая правдоподобность каждого варианта. С помощью функции плотности создается функция полезности, которая и служит основным средст­вом для вычисления ожидаемой полезности каждого варианта.

Теория статистических решений используется для формирования вариантов довольно часто. С ее помощью создаются выражения, применяющие различные распределения изучаемого случайного процесса.

Генерирование вариантов решений на основе баз знаний, кото­рые могут быть представлены в форме семантических сетей, деревьев целей или деревьев вывода, получила широкое распространение в результате применения экспертных систем. Наиболее популярными являются правила И-ИЛИ, синтезируемые в деревья. Правила снаб­жаются информацией, указывающей на степень доверия как к само­му правилу, так и условиям его реализации. С помощью правил И-ИЛИ воспроизводятся процессы принятия решений в областях, где исходная информация характеризуется противоречивостью, об­рывочностью, приблизительностью.

На третьем этапе согласно сформулированному на втором этапе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор решения. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:

■ методы, используемые в условиях определенности;

■ методы, используемые в условиях риска.

Простейшим методом оценки, используемым в условиях опреде­ленности, является оценка с помощью таблицы «Стоимость- эффективность». Критерием выбора в данном случае выступает мак­симальный доход на единицу издержек. Метод требует расчета общих издержек и общих доходов по каждому из вариантов. В табл.9.1 при­веден пример использования метода «Стоимость—эффективность» для оценки вариантов капиталовложений.

Вычисленное отношение доходов к издержкам показало, что ва­риант В4, имеет наибольшую величину (3,2), поэтому ему присваива­ется первый ранг, варианту В1 присваивается второй ранг и т.д. Оче­видно, согласно критерию, который требует выбора варианта с мак­симальным уровнем дохода на единицу издержек, лучшим будет ва­риант В4. Варианты в данном случае сопоставимы, так как результа­ты измеряются в одной и той же шкале (шкала отношений) и в од­них и тех же единицах измерения (рубль). Величины в последней графе измеряются в ранговой шкале.

Таблица «Стоимость—эффективность» может быть использована лишь в том случае, если каждый из вариантов оценивается на основе одного критерия. Если же применяется больше одного критерия, соз­дается таблица «Стоимость—критерий» (табл. 9.2). В ней представля­ются варианты решений, оцениваемые с различных точек зрения. Допустим, те же четыре варианта капитальных вложений необходимо оценить с позиций трех критериев: близость расположения к желез­ной дороге (транспортные затраты), близость расположения к водо­емам (затраты на транспортировку воды), наличие в данной местно­сти работоспособного населения (затраты на перевозку людей).

Элементами таблицы могут быть как абсолютные величины, ука­зывающие на издержки или доходы, так и относительные, например ранг варианта, вычисленный на основе таблицы «Стоимость- эффективность». Будем считать, что используется величина издер­жек, измеряемая в относительной шкале. В последней строке табли­цы указываются коэффициенты значимости каждого из критериев оценки. Это та качественная информация, которая собственно и от­личает систему поддержки принятия решений от формальных опти­мизационных методов. Здесь лицо, принимающее решение, вносит свой опыт и знание в процесс оценки вариантов.

Распространенным методом сравнения вариантов служат оценочные баллы. Оценочные баллы нормируют, т.е. ограничивают их значения в некотором диапазоне, например от 0 до 1. Кроме того, устанавливается закон оценки: например сумма всех баллов должна быть равна 1.

Таблица 9.2 «Стоимость—критерий»

Общая оценка каждого из вариантов рассчитывается по формуле:

Тогда по варианту В1 общая оценка равна:

Наилучшим вариантом согласно данным табл. 9.2 является вариант В4. Однако абсолютные величины в большинстве случаев мало инфор­мативны. Например, издержки в сумме 153, не соотнесенные с дохода­ми, не устанавливают полностью объективной картины. Поэтому в большинстве случаев в качестве элементов Еу используют относитель­ные величины (ранги, рентабельности, нормы прибыли и т.д.).

Кроме критериев оценки в табл. 9.2 могут указываться и условия, влияющие на результат реальных событий. Такие таблицы получили название таблиц решений.

Таблицы решенийсочетают в себе варианты решений и возможные ситуации (условия). Их элементы указывают на ожидаемый результат. Продолжая рассматривать пример о капвложениях, будем считать, что в результате применения таблицы «Стоимость—критерий» выбран ва­риант В4. При данном варианте возможны различные условия его реа­лизации. В результате будут различаться и последствия. Допустим возможны следующие условия:

U1— тарифы на энергоносители не будут превышать установлен­ные границы;

U2 — тарифы на водозабор не будут превышать установленные границы;

U3 — работоспособного населения достаточно.

Таблица решения в данном случае имеет следующий вид (табл. 9.3):

 

 

Таблица 9.3. Таблица решений

В табл. 9.3 с помощью символа U, представлено условие, отри­цающее условие U.

Таблицы решений используются в том случае, если:

■ можно выделить условия, влияющие на результаты вариантов решений;

■ выделенные условия достаточно весомы.

Деревья решений используются в условиях риска. Очень часто ус­ловия, определяющие варианты решения, находятся в отношениях соподчиненности. На практике это означает, что процесс принятия решения носит многоступенчатый характер: принятия одного реше­ния на более низком уровне управления позволяет перейти к друго­му, более высокому уровню. Как правило, условия носят качествен­ный характер и определяются вероятными величинами, что требует применения метода, учитывающего риск.

Иерархические отношения удобно представлять в виде дерева: дуги дерева отражают альтернативы частичных решений, а узлы — результа­ты. Это позволяет разработать дерево решений, с помощью которого можно представлять вероятностные (частотные) характеристики усло­вий. Тогда определять результат принятия решения на том или ином уровне дерева можно с помощью математического ожидания:


 

Рассмотрим пример. Допустим, лицу, принимающему решение, известно два варианта повышения уровня рентабельности на 5%.

1. Произвести продукцию А в количестве 100 ед. и продать ее по цене 10 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 8 ед.

2. Произвести продукцию В количестве 50 ед. и продать ее по цене 20 ед. за штуку. Себестоимость единицы продукции составляет 18 ед.

Конъюнктура рынка неизвестна, поэтому будем считать, что ры­нок одинаково благоприятен для обоих видов продукции. Для упро­щения задачи будем считать, что в случае неблагоприятного рынка для какой-либо продукции предприятие терпит убытки по ее себе­стоимости. Тогда в случае благоприятного рынка предприятие полу­чит от продажи продукции следующий доход (d):

1. От продукции A: d1=100 • 10=1000 ед.

2. От продукции B: d2=50 • 20=1000 ед.

При неблагоприятном рынке оно будет убыточным:

1. От продукции А: =-100 • 8= -800 ед.

2. От продукции В: d2= -50 • 18= -900 ед.

Построим дерево решений, на котором отразим последователь­ность событий от корня к листьям, а затем выполним расчет доходов (убытков) в обратном направлении.

Рис.9.4. Дерево решений для задачи производства продукции А и В на предприятии

На дереве решений представлены альтернативные ва­рианты, при которых предприятие ожидает доходы или убытки. Так как отсутствует информация о рынке, будем считать, что он одина­ково благоприятен или неблагоприятен для обоих видов продукции и вероятность такого состояния рынка равна 0,5.


Определим средний ожидаемый доход для каждого из вариантов:

Вывод: целесообразным будет вариант 1, т. е. производство про­дукции А.

Можно пойти на некоторые затраты с целью получения инфор­мации о конъюнктуре рынка, что позволит уточнить, насколько ры­нок будет благоприятен для того или иного товара.

Допустим, в результате такого обследования получены следую­щие вероятности:

■ ситуация будет благоприятна для продукта А с вероятностью 0,6;

■ ситуация будет благоприятна для продукта В с вероятностью 0,7. Воспользовавшись формулой расчета математического ожидания, получим:


 

В данном случае выгоднее выбрать вариант 2, т. е. производство продукции В.

Решение может формироваться не только одним лицом, но и группой лиц (экспертов). Групповые решения более точны, так как базируются на совокупном опыте группы. Мнения отдельных членов группы ю поводу принятия того или иного варианта решения, как правило, не совпадают, поэтому должны использоваться специальные методы, учитывающие мнение каждого. Простейшим является метод суммирования рангов. Суть метода в следующем: каждый из участников ранжирует варианты решений в соответствии с его представлениями о правильности варианта. Далее для каждого варианта подсчитывается сумма при- военных экспертами рангов. Выбирается вариант, получивший наивысший ранг.

Обратимся к табл. 9.4, где представлены результаты оценки трех вариантов решений четырьмя участниками группы оценки. Если читать, что ранг варианта снижается от 1 до 3, то наилучшим вариантом является В1, так как сумма рангов для него минимальная.

Таблица 2.4. Групповая оценка вариантов

 

СППР могут создаваться на основе программных оболочек, ха­рактерное свойство которых заключается в наличии в них всех ком­понентов СППР в готовом виде. Использование оболочек не пред­полагает программирования, поэтому их внедрение сводится лишь к вводу знаний о предметной области и правил их обработки. Каждая оболочка ориентируется на вполне определенный метод представле­ния знаний. Поэтому применение программных оболочек ограничи­вается теми классами прикладных задач, для которых эти средства адекватны.

Рассмотрим программную оболочку IMP+, являющуюся даль­нейшим развитием системы IMP. На рис. 9.5 представлена взаимо­связь основных компонентов СППР, построенной средствами про­граммной оболочки.

Наличие программной оболочки ликвидирует этап программиро­вания, что существенно сокращает трудоемкость и сроки разработки системы. Это позволяет проектировщику сосредоточить внимание на более тщательном изучении специфики предметной области, пра­вильном ее описании в базе знаний.

Этапами проектирования СППР при наличии программной обо­лочки являются:

1.Описание предметной области, целей создания системы и вы­полнение постановки задачи.

2.Составление словаря системы.

3.Разработка базы знаний и базы данных.

4.Внедрение системы.

 

Рис. 9.5. Компоненты СППР, построенной на основе ПО IMP+

 

Среди перечисленных этапов отсутствуют те, что обычно предна­значены для разработки интерфейса, блоков объяснения действий сис­темы и программирования. Все это уже заложено в оболочку и измене­нию не подлежит. Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.

Этап 1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи

Описание должно отражать специфику предметной области в не­скольких формах. Первая из них — это текстовое представление со­держание процессов, объектов и связей между ними.

Вторая форма описания (она также обязательна) представляет собой графическое представление дерева целей, стоящих перед поль­зователем, или дерева И-ИЛИ. Если создается дерево целей, то глав­ным является правильное указание важности каждой из подцелей,

если дерево И-ИЛИ, то — коэффициенты определенности правил и условий к ним.

Постановка всякой задачи предполагает указание результатов функционирования системы, исходных данных, а также общее опи­сание процедур, формул и алгоритмов преобразования исходных данных в результирующие данные.

Исходные данные, как правило, находятся в различного рода бухгалтерской документации, статистических сводках, биржевых бюллетенях и т.д. Необходимо составить таблицу с перечнем всех используемых документов, показателей и их координат местораспо­ложения в документах.

В результате в постановке задачи должно быть отражено сле­дующее:

■ сформулированные цели принятия решений или гипотезы, доказательством достоверности которых должна заниматься система;

■ перечень исходных данных, ввод которых осуществляется не­посредственно перед началом запуска системы;

■ перечень данных, которые следует использовать для поддерж­ки (корректировки) постоянной информации, находящейся на ма­шинных носителях (нормативы, коэффициенты, ставки, проценты, справочная информация);

■ перечень расчетных формул, используемых в дереве целей (зависимости между показателями и формулы расчета их приростов);

■ реляционные выражения, необходимые для вывода заключе­ний из терминальных вершин сети вывода правил.

Этап 2. Составление словаря системы

Словарь системы — это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разработчиком для обозначения условий, целей, за­ключений и гипотез. Благодаря словарю пользователь понимает ре­зультаты работы системы. Составление словаря — важная работа, ибо четко сформулированные условия и ответы резко повышают эффективность эксплуатации системы.

Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных

База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчетными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил создается на основании графа целей и сформулированных ранее гипотез. Главное внимание здесь уделяется коэффициентам определенности исходных условий и правил их обработки. Коэффи­циенты указываются только совместно с разработчиком.

Базы данных создаются в том случае, если объем исходной ин­формации, применяемой для расчетов, значителен. Базы данных могут использоваться не только для расчетов, но и для выполнения логических операций.

В результате выполнения данного этапа получают:

■ текстовое представление правил вывода в форме ЕСЛИ-ТО;

■ графическое представление сети вывода гипотез или заключений;

■ графическое описание дерева целей;

■ табличное описание баз данных и используемых расчетных операций.

Этап 4. Внедрение

На последнем этапе по разработанной схеме проверяется и оце­нивается правильность работы системы. Устанавливаются контроль­ные результаты, которые затем сравниваются с полученными в про­цессе запуска системы. Проверяются также промежуточные расчеты с помощью блока, отвечающего на вопросы как и почему.

Рассмотренные методы и модели формирования управленческих решений не затронули весьма важные аспекты данного процесса, касающиеся нравственной стороны дела. Принятие решений в лю­бой сфере человеческой деятельности базируется на системе нравст­венных ценностей, усвоенной лицом, принимающим решение. Цен­ности условно можно разделить на собственные и нормативные, т. е. общественно признанные. У каждого человека свое отношение к общепризнанным ценностям: одни он принимает, другие нет. Одна­ко в любом случае ему необходимо определиться в двух принципи­альных позициях:

1) в главной цели, которая может быть гуманистической, корыст­ной, узковедомственной, общественно значимой и т.д.;

2) в средствах достижения целей, которые могут быть приемле­мыми или нет в глазах общественности.

Выбор управленческих решений зависит не только от интеллек­туального уровня личности, но и от его нравственно-этических по­зиций. Современная действительность подчеркивает особую актуаль­ность этой проблемы во всех звеньях управления экономикой.

 

Тема 10. Проектирование и организация информационных систем менеджмента.

 

В современных условиях ИС, ИТ и АРМ, как правило, не соз­даются, как говорят, на пустом месте. В экономике, практически на всех уровнях управления и во всех экономических объектах, от ор­ганов регионального управления, финансово-кредитных организа­ций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслужи­вания, функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оператив­ной информации, оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического про­гресса в области вычислительной и телекоммуникационной техники обострили необходимость перестройки функционирующих автома­тизированных информационных систем в экономике, создания ИС и ИТ на новой технической и технологической базах. Только новые технические и технологические условия — новые ИТ позволяют реализовывать столь необходимые в рыночных условиях принципи­ально новые подходы к организации управленческой деятельности.

Замена существующей ИТ определяется прежде всего необходи­мостью повышения качества, эффективности управленческой дея­тельности организации. Это достигается за счет внедрения как про­цессного подхода, так и систем управления качеством продукции и услуг, что требует, во-первых, кардинального перепроектирования функций АРМ, строгой увязки вновь вводимой структуры управле­ния организацией с архитектурой вычислительной сети и, во-вторых, создания организационно-технологического комплекса как ядра ав­томатизированной ИС управления экономическим объектом.

Первая организационно-технологическая проблема решается соз­данием ИС и ИТ, которые строятся и будут функционировать на базе процессного подхода, должны охватывать все аспекты деятельности организации и представлять ее в виде взаимосвязанных информаци­онных потоков. Использование распределенной технологии обработки и хранения данных позволяет реализовать территориальный принцип управления, причем расстояния между подразделениями не имеют значения, а следовательно, такая технология применима для крупных предприятий, фирм, корпораций, холдингов.

Вторая проблема решается созданием информационной техноло­гии, реализующей как информационно-накопительные функции (на­личие баз данных, баз знаний, хранилищ данных), так и передаточ­ные, интерфейсные функции, максимально удобного представления данных на этапе вывода результатов.

Решение приведенных проблем берут на себя консалтинговые фирмы и фирмы, создающие программные продукты и описание их применения. Эти фирмы на условиях договоров выполняют заказы по проектированию ИС и ИТ для заинтересованных организаций, где проводится весь необходимый комплекс работ по вводу новых ИТ.

Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методических приемов, технических средств и проектировочных методов, направленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов. Осведом­ленность заказчиков (руководителей организаций, финансовых ме­неджеров) в вопросах стадийности ведения проектировочных работ, содержания, поэтапных результатах их выполнения позволяет за­казчику осознанно подходить к оценке формулируемых в договорах условий, заранее оговаривать включение наиболее желательных тех­нологических решений, избегать рисковых ситуаций в создании и вне­дрении новых информационных технологий. Охарактеризуем наибо­лее существенные особенности создания ИС и ИТ и порядок вы­полнения проектировочных работ.

В числе особенностей следует отметить широкие возможности и безусловную необходимость включения в технологию стандартных пакетов прикладных программ, наличие информационных связей с системами автоматизированного проектирования предназначенного на продажу продукта, применение инструментальных средств про­граммирования. Таким образом, для разработки ИС управления большое значение имеют качество и состав базы проектирования.

Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки проектирования ИС и ее главного компонента ИТ является так на­зываемая технологическая операция — отдельное звено технологи­ческого процесса. Это понятие определяется на основе кибернети­ческого подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса предопределяет необходимость формализации технологиче­ских операций, последовательного объединения их в технологиче­скую цепь взаимосвязанных проектных процедур и их изображение. Использование разработчиком такого методического приема позво­ляет сократить временные, трудовые, финансовые затраты на проек­тирование и модернизацию системы.

В условиях всеобщей и глобальной информатизации опреде­ляющим эффективность ИС экономических объектов (организа­ций) всех уровней и назначений является проектирование техноло­гий открытых систем. Для них характерны унифицированный об­мен данными между различными ПК, переносимость прикладных программ для взаимодействия с различными ИТ-платформами, на­личие удобных для всех категорий пользователей интерфейсов.

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс создания любого проекта ИС и ИТ, являются международ­ные базовые и функциональные стандарты, отечественные ГОСТы и их комплексы на создание и документальное оформление инфор­мационных технологий, автоматизированных систем, программных средств, организации и обработки данных, а также другие докумен­ты по организации разработки, изготовлению и эксплуатации про­граммных и технических средств защиты информации от несанк­ционированного доступа в информационных системах и средствах вычислительной техники.

Особое значение для проектирования ИС и ИТ приобрел ГОСТ Р 9001—2001 (Системы менеджмента качества. Требования), который предлагает использовать процессный подход для описания деятельности организации с точки зрения процессов (или функций) и объектно-ориентированного метода в проектировании ИС и ИТ.

Любая автоматизированная ИС и технология в экономике, в процессе разработки и функционирования проходят четыре стадии жизненного цикла: предпроектную, проектирования, внедрения и эксплуатацию. Конечной целью проектирования является создание проекта ИТ и ИС управления, внедрение проекта в эксплуатацию и последующее функционирование системы.

Предпроектное обследование предметной области предусматрива­ет выявление всех характеристик объекта и управленческой дея­тельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в но­вых технологических условиях, уровень их компьютерной и профес­сиональной подготовки как будущих пользователей системы.

Для успешной автоматизации управленческих работ всесторон­не изучаются пути прохождения информационных потоков как внут­ри предприятия, так и во внешней среде. Анализируется, класси­фицируется и группируется внутренняя и внешняя информация по источникам возникновения, рабочим местам исполнителей, эконо­мическим характеристикам, объему и назначению, выявляются и разрабатываются схемы движения и функционирования информа­ционных потоков, моделируются взаимосвязи элементов реальной управленческой деятельности внутри объекта и его поведение с пред­приятиями и организациями-смежниками.

Результаты предпроектного обследования сводятся в документы: техническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО). Если первый документ содержит полный перечень и описание подтвержденных пользователем (заказчиком) и подлежащих переводу на новую ИТ работ, то второй документ, кро­ме этого, включает смету затрат на их выполнение, уточненные сроки поэтапного и окончательного завершения проектировочных работ и ввода ИС и ИТ в эксплуатацию.

Следующая стадия — техническое и рабочее проектирование. На этой стадии формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС, включая ИТ, ИСФЗ и СППР, моде­лирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуа­ций, осуществляется на основе постановок задач формирование блок-схем и программ их решения. Большое внимание уделяется проектированию информационного обеспечения. Подготавливаются классификаторы и носители данных, моделируется размещение ин­формации в базе данных, включая элементы входных, промежуточ­ных и выходных информационных составляющих, разрабатываются методы контроля и защиты данных.

Ответственной работой на стадии проектирования является со­ставление заданий на программирование модулей системы, проек­тирование АРМ исполнителей. На их основе разрабатываются про­граммные модули, отлаживается привязка программного обеспече­ния к комплексу технических средств АРМ специалистов, а также рассчитываются показатели предварительной оценки экономиче­ской и эргономической эффективности ИС и ИТ. Завершается ста­дия документальным оформлением технорабочего проекта, написа­нием инструкций по эксплуатации системы. Затем готовый техно- рабочий проект, после его одобрения заказчиком, сдается в опытную эксплуатацию.

Стадия внедрения ИС предполагает обучение всех категорий пользователей работе в новой технологической сфере, апробацию предложенных проектных решений в течение определенного перио­да, достаточного для освоения пользователями методики работы на новом АРМ специалиста, всестороннюю проверку в условиях, мак­симально приближенных к реальным, всех ветвей программ, вхо­дящих в комплекс, а также, в случае необходимости — окончатель­ную корректировку составляющих элементов ИС и ИТ. Апробация обеспечивающих и функциональных подсистем ИС производится в режиме реального времени и в условиях, близких к действительным производственным, хозяйственным и финансовым ситуациям.

Поскольку ИС и ИТ носят адаптивный характер, то для дости­жения приемлемого уровня адекватности моделей требуется неко­торое время, в течение которого система будет проходить период «самообучения». Поэтому длительность этапа опытного внедрения ИС в управленческую деятельность должна быть достаточной для завершения данного процесса, окончательной отладки и сдачи в эксплуатацию ИТ и ИС в целом, что закрепляется актом о вводе системы в действие.

После завершения этапа внедрения начинается стадия эксплуа­тации, т.е. живая работа системы в эксплуатационном режиме, ко­торый, однако, не исключает по мере надобности корректировок целевых функций и управляющих параметров включенных в нее за­дач. Возможность такого уточнения должgle = window.adsbygoogle || []).push({}); 

ицы за: 0.019 сек. th="100%" valign="top" bgcolor="#E8E8E8">