Тенденции и прогнозы развития рынка

Тенденции рынка кофе
В ближайшие несколько лет борьбу за потребительские предпочтения россиян между растворимым и натуральным кофе может выиграть натуральный кофе. Данную тенденцию по итогам 2010 года подтверждает увеличение производства натурального кофе в России, которое к 2013 году возрастет на 8%.
Согласно исследованию «Рынок кофе в России: состояние, тенденции и перспективы его развития» информационного агентства КредИнформ по итогам 2010 года около 75% российского рынка кофе пришлось на растворимый кофе и кофейные напитки, остальные 25% принадлежат натуральному, но эта доля постепенно увеличивается. По прогнозам на 2011-2013 годы среднегодовой темп прироста производства натурального кофе в России составит 8%, растворимого – 5%.
Спрос на натуральный кофе обусловлен переходом большинства потребителей к здоровому образу жизни, следовательно, и к употреблению более качественных натуральных продуктов. К тому же популярность кофеен у российских потребителей и, следовательно, увеличение их числа стимулируют продажи натурального кофе. По мнению экспертов, дальнейшее развитие рынка натурального кофе будет происходить именно за счет продолжающегося роста числа кофейных сетей.
Стоит отметить, что на рынке натурального кофе доминируют отечественные компании, на их долю приходится более 65% рынка. Ключевыми игроками являются российские компании, такие как «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд» (Москва), «Фабрика «Золотые купола» (Московская область), а среди зарубежных игроков на российском рынке можно также отметить финскую компанию Paulig, которая в 2011 году планирует запустить на территории РФ собственное производство натурального кофе.

Тенденции рынка чая
Чай - традиционный продукт для России, он занимает важные позиции в структуре питания россиян. По данным «Анализа рынка чая в России в 2006-2015 гг», подготовленного BusinesStat, потребителями чая являются 96% населения страны. Однако, начиная с 2006 г., спрос на чай ежегодно снижается относительно предыдущих лет в среднем на 4% в год. За период с 2006 по 2010 гг. спрос на чай снизился на 16%, со 167 до 140 тыс т.

Натуральный объем внутренних продаж чая в России в 2006-2010 гг. снизился на 17%, со 158 тыс т в 2006 г. до 131 тыс т в 2010 г. Продажи чая в России в 2011-2015 гг. будут медленно снижаться в среднем на 2% в год. С учетом инфляции цен объем рынка будет возрастать. В 2015 г. объем продаж составит 117 тыс т. Сокращение продаж объясняется рядом причин.

Во-первых, рынок чая в России насыщен. Традиционно потребителями чая является практически все население страны, увеличение продаж за счет роста числа потребителей невозможно. Усугубляет ситуацию ежегодное снижение численности населения в России, в связи с чем число потребителей чая также будет неуклонно сокращаться.

Во-вторых, уровень потребления чая не может увеличиваться дальше за счет роста среднего объема потребления на человека. Средний объем потребления чая на душу населения будет постепенно снижаться прежде всего за счет увеличения среднедушевого потребления кофе. В-третьих, ежегодно активно растущая доля продаж пакетированного чая ведет к более экономичному расходу чая потребителями