Контроллерное управление электроприводами
Для управления ЭД крановых механизмов применяют контроллеры типов ККТ и ККП. Схемы управления двигателями могут быть симметричными и несимметричными относительно нулевого положения контроллера или командо-контроллера. Симметричной схемой называется такая, при которой включение двигателя, а следовательно, и его характеристики при положениях рукоятки контроллера, имеющих одинаковый номер аналогичны. Такие схемы применяются обычно для механизмов передвижения и поворота. Несимметричные схемы применяются для механизмов подъема, когда при подъеме и опускании груза двигатель работает в разных режимах и на различных характеристиках.
Типовая схема контроллерного управления асинхронным двигателем с фазным ротором и характеристики двигателя представлены на рисунке 10. Питание к двигателю подводится через защитную панель ПЗК, на которой имеются рубильник В, предохранитель, линейный контактор КЛ, реле максимального тока РМ выключатель ВА. В схему управления введены также контакты конечных выключателей КВВ и КВН, выключатели люка выхода на мост КВЛ и кнопка управления Кн. При переводе контроллера вправо или влево от нулевого положении с помощью контактов К1,КЗ и К5, К7 изменяют
Рисунок 10 - Типовая схема контроллерного управления асинхронным двигателем с фазным ротором и характеристики двигателя
порядок чередования фаз напряжения на статоре, выбирая при этом требуемое направление движения. Одновременно с двигателем включается или отключается тормозной электромагнит ТМ.
Плавный пуск и регулирование скорости осуществляется путем шунтирования сопротивлений в цепи ротора двигателя, когда оператор переводит рукоятку контроллера из одного положения в другое. Изменение положения рукоятки должно происходить с некоторыми интервалами времени, что необходимо для ограничения бросков тока и момента двигателя. С целью уменьшения количества контактов и габаритов контроллера применяется несимметричная схема включения сопротивлений в цепь ротора.
Рисунок 11 - Схема управления двигателем постоянного тока
для механизма подъема
Рисунок 12 - Развернутая схема включения двигателя
в различных положениях контроллера
Для механизма подъема применяется контроллер с несимметричной схемой. В частности, в положении "I" на спуск двигатель может включаться как однофазный и иметь характеристику, показанную штриховой линией на рисунке 10.
Схема управления двигателем постоянного тока для механизма подъема представлена на рисунке 11, а на рисунке 12 - развернутая схема включения двигателя в различных положениях контроллера. На рисунке 13 показаны типовые механические характеристики двигателя при управлении данным контроллером.
Как видно из рисунка 12 в положениях на подъем якоря, обмотка возбуждения, обмотка тормоза и пускорегулирующие сопротивления включены последовательно. Двигатель в этом случае обладает типичными характеристиками двигателя последовательного возбуждения (рисунок 13).
В положениях на спуск обмотка якоря и обмотка возбуждения включены параллельно, что позволяет получить более жесткие характеристики, чем для режима подъема, а также возможность работать вдвигательном и в генераторных режимах. По мере перевода рукоятки контроллера в более крайние положения, сопротивление в цепи якоря уменьшается, а в цепи обмотки возбуждения увеличивается. Это приводят к току, что характеристики при спуске имеют примерно одинаковый наклон (рисунок 13).
Рисунок 13 - Характеристиками двигателя последовательного возбуждения
В нулевом положении контроллера двигатель включается по схеме динамического торможения с самовозбуждением. После режима подъема ток, протекающий под действием остаточной ЭДС, изменяет направление в обмотке якоря и в обмотке возбуждения. При этом происходит размагничивание машины и динамического торможения не возникает, т.к. при подъеме для быстрой остановки достаточно момента тормоза и момента вызванного силой тяжести груза. При переводе контроллера в нулевое положение после режима спуска ток изменяет свое направление только в обмотке якоря. Двигатель при этом самовозбуждается и переходит в режим динамического торможения, что соответствует характеристике 0 (рисунок 13).
Контрольные вопросы:
1 Вариант
1. Какой характер имеют моменты сопротивления механизмов подъемка и передвижения?
2. Описать работу электропривода механизма подъема (рисунок 11).
2 Вариант
1. В каких режимах и на каких характеристиках работают электродвигатели крановых механизмов?
2. В чем заключается преимущество электропривода с контакторным управ-лением?
3 Вариант
1. Описать устройство и принцип действия магнитного контроллера.
2. В чем сущность процесса самовозбуждения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении?
4 Вариант
1. Какие принципы автоматизации применяются для релейно-контакторных систем управления? С помощью какой аппаратуры осуществляется реализация принципов?
2. Объяснить качественное отличие характеристик электропривода механизма подъема в режимах подъема и спуска?
5 Вариант
1. Какая аппаратура применяется для повышения безопасности обслуживания кранами?
2. Дать общую характеристику электропривода механизма передвижения.
6 Вариант
1. Какие защитные функции выполняются оборудованием защитной панели?
2. Для каких механизмов и почему применяются симметричные и несимметричные схемы контроллерного управления?
7 Вариант
1. Для каких механизмов и почему применяются электроприводы с асинхронными двигателями?
2. Дать общую характеристику электропривода механизма подъема.
8 Вариант
1. Когда применяют электроприводы с двигателями постоянного тока и замкнутые системы электроприводов?
2. Объяснить после какого режима и почему для электропривода механизма подъема возникает процесс электрического торможения.