Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определить потребность организма в энергии расчетными методами с использованием КФА:

Расчет индивидуальных суточных энерготрат студента:

Индивидуальные суточные энерготраты рассчитываются по следующей схеме:

- определение величины основного обмена студента (ВОО) (Приложение 5);

- расчет величины основного обмена в час (ЧОО=ВОО:24);

- составление хронометража различных видов деятельности за сутки;

расчет энерготрат на тот или иной вид деятельности с использованием значений КФА (Приложения3, 6).

Работа оформляется в виде таблицы (таблица 1), итогом ее является величина суточных энерготрат.

Например, необходимо рассчитать энерготраты студента-медика 20 лет с массой тела 80кг (см. табл.1): ВОО = 1920 ккал (Приложение 5);

ЧОО = 1920:24=80 ккал/час.

 

Таблица 1

Расчет суммы суточных энерготрат студента

Вид деятельности Время, час ЧОО ккал/час КФА   Энерготраты на вид деятельности, ккал  
  1. Сон и отдых в постели   2. Учеба (в составе группы + самоподготовка дома и в библиотеке)   3. Социальная активность, (в том числе чтение художественной литературы, просмотр телепередач, посещение кино, театров)   4. Занятие спортом (бег, волейбол, футбол и т.д.)       (8+2)=10                             1,0   1,6     1,5     3,0              
Итого: 24 час       2800 ккал  

Дополнительные расчетные методы (рекомендуются при решении ситуационных задач):

а) Найти в Приложении 5 величину основного обмена человека с учетом пола, возраста, массы тела и умножить ее на КФА соответствующей группы интенсивности труда (для студентов - I группа, КФА- 1,4).

Расчет суточных энерготрат с использованием КФА включает в себя энергию специфического динамического действия пищи.

б) Общий расчет суммарных суточных энерготрат:

Есут = Е1работа + Е2сон + Е3соц. активность

Е1,2,3 = ЧОО × Время1,2,3 × КФА1,2,3, где

 

ЧОО=ВОО:24;

КФА1 - соответствует группе интенсивности труда

(см. Приложение 3);

КФА2 = 1;

КФА3 = 1,5 или, в зависимости от вида социальной деятельности

(см. Приложение 6);

2. Установить физиологические потребности в пищевых веществах для восполнения суточных энерготрат:

1способ: ориентировочно по нормам физиологических потребностей для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (см. Приложения 1-2).

2 способ: по принципу нутриентно-энергетической адекватности.

В основе расчета – мегакалория (мкал) сбалансированная по основным нутриентам (см. Приложение 4).

Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее являются данные физиологических потребностей студента в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах и витаминах.

Например: необходимо рассчитать потребность в основных нутриентах для студента с суточными энерготратами 3120 ккал (табл.2).

Таблица 2

Физиологические потребности

в основных нутриентах и биологически активных веществах

  № п/п     Показатели   Рекомендовано на 1Мкал, ед. изм.   Суточная потребность
1. Суточные энерготраты     3120 ккал (3,12 Мкал)
2. Восполнение энергии за счет: белков жиров углеводов     12% 30% 58%   3120 ∙ 0,12 = 374,4 ккал 3120 ∙ 0,3 = 936 ккал 3120 ∙ 0,58 = 1809,6 ккал
3. Потребность в белках, в том числе животных 30 г/1 Мкал 60% от общего кол-ва белка   30 ∙ 3,12 = 93,6 г 93,6 ∙ 0,6 = 56,2 г
4. Потребность в жирах, в том числе растительных 33г/1 Мкал 30% от общего кол-ва жира   33 ∙ 3,12 = 103,0 г 103,0 ∙ 0,3 = 30,5 г
5. Потребность в углеводах 145г/1 Мкал   145 ∙ 3,12 = 452,4 г
6. Потребность в минеральных веществах: Са Р Mg Fе Zn I2 Se       800 мг 1200 мг 400 мг 10-18 мг 15 мг 0,15 мг 0,12 мг
7. Потребность в витаминах: С В1 В2 В6 РР А Д В12 Фолат Е     25 мг 0,5 мг 0,6 мг 0,7 мг 6,6 мг   25 ∙ 3,12 = 78 мг 0,5 ∙ 3,12 = 1,56 мг 0,6 ∙ 3,12 = 1,87 мг 0,7 ∙ 3,12 = 2,2 мг 6,6 ∙ 3,12 = 20,6 мг 1000 мкг 2,5 мкг 3,0 мкг 200 мкг 8 -10 мг

 

3. Произвести учет и оценить адекватность фактического питания:

Самостоятельная работа студентов по учету и оценке рациона питания состоит из следующих действий:

1. Составить раскладку продуктов по приемам пищи и в целом за сутки.Для этого используют сведения о питании за предыдущие сутки (метод 24-часового воспроизведения) или анализируют усредненный (наиболее типичный) суточный пищевой рацион. При этом учитываются как фиксированные приемы пищи (завтрак, обед, ужин), так и употребленные между ними продукты и блюда. Следует указывать точные названия съеденных блюд и продуктов, притом сложные блюда (первые, вторые, салаты и так далее) раскладываются на составляющие их продукты в соответствии с рецептурой, что необходимо для расчета химического состава фактического питания. Объем и массу продуктов удобнее учитывать в стаканах, тарелках, чайных и столовых ложках, кусках и штуках; порционные блюда - в количестве и по весу. При сборе сведений о питании нужно указывать массу продуктов, израсходованных для приготовления блюд (в общежитии или дома). Сведения о массе пищевых продуктов приведены в приложениях (Приложение 7-16)

2. Определить энергетическую ценность и химический состав набора продуктов по таблицам химического состава пищевых продуктов из расчета на 100г (см. Приложения 7-16):

Ø рассчитатьсодержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин);

Ø рассчитать содержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность в суточном рационе;

Ø рассчитать содержание витаминов и минеральных веществ в суточном рационе.

Энергетическая ценность отдельных пищевых веществ по приемам пищи и по рациону в целом определяется путем умножения потребляемых количеств белков, жиров и углеводов в граммах на соответствующие им энергетические коэффициенты: для белков и усвояемых углеводов 4,0 ккал/г, для жиров 9 ккал/г. Работа оформляется по образцу, приведенному в Приложении17.

4. Оформить работу:

Результат работы из таблиц 1-2 и меню-раскладки (Приложение17) заносится в сводный Протокол занятия, анализ которого позволяет оценить адекватность фактического питания студента физиологическим потребностям в конкретных условиях труда и быта и дать рекомендации по его оптимизации.

return false">ссылка скрыта