Значения, понятия и категории
Таблица 1
Гегель | Категории – всеобщи, служат для более точного определения, являются сокращениями |
Кант | Категории – не знания, а формы мышления, служат для создания знаний из наглядных представлений, как логические функции, руководят проявлениями рассудка в опыте. |
Бредли | Понятия – творения разума, элементы целого, застывшие в самостоятельности. |
Леонтьев | За значениями стоят общественно выработанные способы. |
Бланшар | В восприятии осуществляется подведение под универсалии. |
Наторп | Понятия – это не разговор о вещах, а о чистых закономерностях мышления. |
Мах | Понятия – замена реального опыта, экономия сил. |
Мариген | Понятия – средство познания. |
Дьюи | Понятия формулируются в терминах операций. |
Куайн | Понятия – конвенциональны, системы удобных связей, могут быть пересмотрены. |
Айдукевич | Изменение понятий ведет к изменению формулировок проблем при тех же данных. |
Давыдов | Понятие – это средство обнаружения скрытого. |
Домбская | Изменение конвенции ведет к изменению вопросов и ответов при том же опыте. |
Мейерсон | Идеальные объекты – схемы, руководящие усилиями разума. |
Бриджмен | Понятие – совокупность операций. |
Кассирер | Понятия – ориентиры в многообразии явлений, выходят за данное в созерцании, строгие. |
Буслаев Лурия | Значения – появляются через понимание, абстрагирование, обобщение первичных представлений. |
Шахматов | Значения определяются через отношения с другими знаками. |
Карцевский | Значения – результат схематизации представлений. |
Резников | Это конструктивный концепт. |
Рижский | Это выражение существенного. |
Шпитцер Звегинцев | Значение предопределяется культурными условиями. |
Фолсом Щедровицкий | Зависит от социальных коопераций, является конвенциальным. |
Соссюр Якобсон | Значение постоянно до его конструктивного изменения. |
Бенвенист Ельмслов | При делении знаков делится и значение. |
Звегинцев | Значение зависит от требований коммуникации. |
Блумфилд Щедровицкий | Деление значений – конструктивная процедура. |
Бозанкет | Значение состоит из универсалий, опирающихся на тождество. |
Рубинштейн | Понятие это и конструкция мысли, и отображение бытия. |
Кант | Категории чистые понятия рассудка, условие возможности опыта, доопытные и применимы ко всем элементам опыта, сообщают единство чистому синтезу. |
Горский | Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки объекта, образуемая словом, это – огрубление. |
Щедровицкий | Значение является средством понимания текста, конструкция, созидаемая для трансляции, является замещением смысла. |
Гамезо | Понятия – выражают сущность явлений, опираясь на инструментальные свойства абстрактных знаков |
Строгович | Понятие возникает в обобщении, выделении существенного в группе объектов. |
Асмус | Понятие объединяет группу существенных признаков как содержание, определение понятия. |
Якобсон | Связь означающего и означаемого в языке является заученной и закрепленной обычаем, обязательной для всех членов языкового коллектива. |
Карцевский | Понятие – схематический продукт интеграции, общий тип. |
Баженов Бирюков | Значение знака предполагает соотнесение общества, языка и человека. |
Бриджмен | Значение – применение понятия в конкретной ситуации. |
Мы видим, что представления этого типа создаются в мыслекоммуникативных взаимодействиях, когда первичные, индивидуальные, ситуационные и т.п. представления перестают быть эффективными в понимании, в критике, не могут обслужить требования, возникающие в общении, в коммуникации, в познании, организованном как социокультурный процесс, в социокультурной критики и т.п. Иначе говоря, когда появляется потребность в социокультурных содержаниях, в средствах преодоления эгоцентризма индивидуального мышления, в результатах "коллективного" мышления, в доказательности и несубъективной убедительности, тогда "смыслы" перестраиваются, обобщаются, конструктивно замещаются и т.п. и становятся значениями. Они утверждаются в согласовании (конвенции) всех заинтересованных сторон в дискуссии или конструируются с направленностью на будущее утверждение согласующимися. Так как первичные представления возникают, прежде всего в познании, а все иные направленности использования образов объектов опираются на "познанность", на выявленность объектной сущности, то переход к "значениям" сопровождается и усилением познавательного эффекта, углублением, приближением к отражению сущности.
Сам переход к "глубине", к сущности меняет субъективную ситуацию в человеке, трансформирует содержание сознания, сам механизм сознания и самосознания, так как без такой трансформации нельзя привести индивидуальные состояния и динамику смыслов в соответствие с требованиями языка, языковых значений, нового типа содержаний. Тем более что сама "техника" оперирования значениями (понятиями, категориями) требует от человека, его сознания, самосознания, воли и т.п. высших механизмов психики иного бытия и самоорганизации. Изнутри определяемые действия становятся подчиненными внешним критериям, внешней организации, подчинением нормам оперирования, создающимися извне. Тем самым, и со стороны содержания представлений, и со стороны организации языкового и коммуникативного поведения человек ищет опоры и приобретает извне, им подчиняется, меняется в ходе подчинения, приобретает качественно новые свойства.
Для интеллектуального саморазвития важен переход от смыслов к значениям путем самостоятельных усилий. Для этого человек должен войти в позицию строителя языка, семантической стороны языка, точнее – семантической парадигмы. Заимствование подобной позиции стимулируется арбитражной потребностью, возникающей в практике дискуссий. В самоорганизации внешний характер стимулов к арбитражности и самой дискуссионности, критическим отношением в версии автора заменяется внутренним стимулированием. Следовательно, человек должен обладать способностью к активизации себя в критическом отношении к своей предшествующей версии, к организации самопротиводействия, к обнаружению общего в версиях и к использованию общего в качестве средства успешного завершения "дискуссии". Естественно, что без соответствующего развития "Я", его самодвижимости, без опыта совмещения активности "Я" с внешними требованиями хода мышления в коммуникации, рефлексии, решении задач и проблем, достигнуть указанного эффекта невозможно.
На фоне арбитражной активности меняется характер и базовых процессов – изложения и понимания точек зрения, критики точки зрения.
1.2. форма мышления и логика
Вместе с включением в мышление языковых средств и закреплением за знаками языковых значений сам мыслительный процесс перестает быть зависящим только от внутренних факторов, а в реагировании на внешнее – их рассмотрение как случайного набора условий. Появляется внешнее предопределение, в том или ином объеме, самого хода процессов. Появляется внешняя предписывающая форма мышления, которой приходится подчиняться. Персонификация организационного отношения, введение внешнего организатора очевиднее всего обнаруживается в связи с освоением языка как системы
средств,содержащих предписывающую силу. Организатор процесса усвоения организует и само оперирование знаковыми средствами, формирует соответствующие операциональные стереотипы, соответствующую рефлексивную самоорганизацию.
В мышлении, имеющем организованность, форму процессов, особую роль играет языковое средство. Эта роль во многом раскрывалось в логике. Приведем ряд исходных идей логики, ее "сущности".