I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Интеллектуальная культура связана с неслучайностью и сущностной ориентированностью организации интеллектуальных процессов. Это означает, что сами процессы, реализующие прямую или косвенную рефлексивную функцию (все типы рефлексивных функций) подвергаются организации через посредство соответствующей рефлексии (иного уровня рефлексивной иерархии), а коррекции в способе рефлексии опираются на сущностные критерии познавательного и оценочного типа. Первый тип критериев находит систематическое оформление в системе компонентов парадигмы соответствующего языка. Если концепции (и теории) являются синтетическими "высказываниями" в этом языке, то сами компоненты парадигмы предстают как дифференциальные высказывания или единицы самой парадигмы (понятия и категории).

Поэтому, чтобы детализировать рассмотрение интеллектуальной культуры следует не только использовать уже введенные общие условия – организованное мышление, рефлексию, сознание и самосознание, их возможность и становления, и роста, качественного изменения в развитии. Необходимо более подробно охарактеризовать всю панораму переходов в интеллектуальных процессах и механизмах от "естественного к искусственному" или культурному. Она имеет качественно различные этапы – "естественный", "естественно-искусствен­ный", "искусственно-естественный", "искусственный" (см. сх.1).

 
 

Схема 1

 

Сам по себе рост уровня интеллектуальной культуры меняет содержание и качество организации интеллектуальных процессов. В каждом типе этого процесса (высказывание версии, понимание, критика, арбитраж, постановка вопроса, нахождение ответа, постановка задачи, решение задачи, постановка проблемы, решение проблемы, построение концепций, понятия, категории, следование логическим нормам и т.п.) выявляемы все указанные уровни (Е, ЕИ, ИЕ, И) и переходы от одного уровня к другому. Тем более это касается комплексов процессов, оформляемых в повторяющиеся и имеющие особые формы организации.

Так как качество организации интеллектуальных процессов зависит от средств организации и способов применения таких средств, то возникает необходимость в более подробном рассмотрении сущности "значений" (а не "смыслов"), "понятий" (в отличие от "категорий"), "логической формы, "знака" и знаковых систем (в отличие от "символов"), "схемы" изображения и текста (конспекта), "модели" (в отличие от "образца"), "задачи" и "проблемы" и т.д. Мы дадим обзор идей, касающихся ряда линий различений. Кроме того, особую значимость имеет та форма развертывания интеллектуальных процессов, в которой встречаются все указанные типы процессов и средств и которая лежит в основе самостоятельного поиска новых "знаний", новых идей, их оформления, самостоятельной критики идей и строго определенных содержаний, задач, проблем, рефлексивных циклов и т.п. Мы назвали такую форму – "метод работы с текстами" (МРТ). Она предназначена сначала для пониманияновыхтекстов, реконструкции их содержания, а затем – для критики содержания, критики хода мышления автора, включая и самокритику (критика своей версии и мышления), а в последствии – для совершенствования всех типовых процедур и механизма мышления (и рефлексии – при переходе к работе с рефлексивными текстами). Иначе говоря, МРТ является особой интеллектуальной "машиной", в которой и реализуется тот или иной уровень развитости типовых процедур, и происходит их совершенствование и общее интеллектуальное развитие.

Так как для нас крайне важна проблематика интеллектуального саморазвития, то создание МРТ было в рамках реализации идеи самостоятельного повышения уровня мыслительной культуры, а также уровня рефлексивной культуры.

Для раскрытия особенностей МРТ нам и необходима детализация различений по ряду важнейших для интеллектуальной культуры тем.

 

 

1.1. значения и понятия

Наиболее привычный тип мышления – это мышление в коммуникации, при понимании текстов, при построении текстов (автора и критика). В мыслекоммуникации носитель языка включен в условия и систему требований, придающие его внутренним процессам "мышления" определенность и организованность. Статической стороной процессов мышления выступают образы, представления. Специфика языка; как системы средств мыслекоммуникации, состоит в том, что эти образы и представления разделяются на два крайних типа – "смыслы" и "значения". Структурные и содержательные свойства смыслов зависимы от индивидуальности мыслителя, ситуации и ее динамики, тогда как значения стоят над ситуацией и индивидуальностью и выступают как социокультурные средства, конструктивные и обобщенные. Благодаря этим особенностям мышление приобретает те качества, которые и являются специфическими для современной культуры мышления. Их конструктивизм, надиндивидуальность, обобщенность, надситуативность предопределяет трансформации в сознании, появление надиндивидуальных замещений первичных смыслов (см. сх. 2).

 

первичные коммуникация надситуативность

содержания обобщенность

сознания и смыслы конструктивность

подсознания надиндивидуальность

значения

 

Схема 2

 

В силу огромной важности последствий появления в сознании значений, а затем и их особого типа – понятий, остановимся более подробно на их качествах, выделенных во многих исследованиях.