Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций:

1. интерес — возбуждение;

2. удовольствие — радость;

3. удивление;

4. горе — страдание;

5. гнев — ярость;

6. отвращение — омерзение;

7. презрение — пренебрежение;

8. страх — ужас;

9. стыд — застенчивость;

10. вина — раскаяние.

Поскольку доказать наличие у человека врожденных механизмов распознавания эмоций часто бывает трудно, ученые обращаются к изучению этой способности у животных. В ряде исследований показано, что распознавание эмоционального состояния своих сородичей осуществляется животными инстинктивно. Когда самка млекопитающего впервые родит, она “знает” смысл криков, выражающих у ее потомства какое-либо страдание. Н.Тинберген (Tinbergen, 1951) исследовал реакции нескольких видов птиц, воспитанных в изоляции, на силуэт, который изображен на рисунке. Когда силуэт двигался влево, так, что был похож на ястреба с короткой шеей и длинным хвостом, он стимулировал реакцию страха и бегство подопытных птиц. При движении в правую сторону силуэт был похож на безвредного для птиц гуся с длинной шеей и не вызывал никакого страха. В состоянии неподвижности этот силуэт не вызывал у птиц никакой реакции. Тот факт, что подопытные птицы никогда не сталкивались ни с ястребом, ни с гусем, свидетельствует о врожденном механизме распознавания эмоционально значимого для них зрительного стимула.

Несмотря на эти данные некоторые ученые считают, что способность распознавать эмоции даже по лицевой экспрессии не дана человеку от рождения. Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться.

40.Планирование и контроль поведения

Контроль поведения (control of behavior) В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме "контроля" поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел.

Первый, к-рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external causality), опирается на набор допущений, именуемых механистическими.

Второй, наз. внутренней, или интернальной, причинностью (internal causality), опирается на набор допущений, именуемых организмическими.

Как их характеризуют Деси и Райан в работе "Внутренняя мотивация и челов. поведение" (Intrinsic motivation and human behavior), экстернальный подход исходит из представления о пустом, пассивном организме, тогда как интервальный подход подразумевает структурированный, активный организм. Экстернальный подход Яркий пример такого механистического, экстернального подхода - оперантная теория. Предполагается, что люди яв-ся пассивными и реагирующими на происходящие события существами, а их поведение на теорет. уровне рассматривается как функция ассоциаций (или связей), к-рые образовались между стимулами и реакциями в рез-те процессов подкрепления. Согласно первому, осн. на классическом законе эффекта Э. Л. Торндайка (см.: The psychology of learning), варианты поведения, за к-рыми следует подкрепление, будут закрепляться - т. е. будут повторяться с большей вероятностью. Второй принцип гласит, что варианты поведения, за к-рыми не следует подкрепление, будут ослабляться и со временем угаснут. Третий принцип говорит о том, что наказания тж имеют тенденцию снижать вероятность возобновления реакции, однако их недостатком является возбуждение дополнительных эмоциональных реакций. Кроме того, наказанная реакция с большей вероятностью спонтанно возобновится после отмены наказания в сравнении с реакцией, угашенной путем отмены подкрепления. Тем не менее наказания могут приводить к более быстрому прекращению реакции, нежели простая отмена подкрепления. Четвертый и последний принцип гласит, что промежуток времени с момента отмены подкреплений до угашения (т. е. полного прекращения возобновления целевой реакции) будет зависеть от режима подкрепления. Если подкрепления осуществлялись редко и непредсказуемо, реагирование будет продолжаться после их отмены дольше, чем если они сопровождали каждую реакцию. В последние годы этот подход подвергся существенной модификации. Такие теоретики, как А. Бандура, стали отводить важную роль когнитивным процессам в опосредовании связи между стимулами и реакциями. Совр. когнитивный бихевиоризм добавляет к уже упомянутым два важных принципа. Во-первых, люди могут научаться путем наблюдения за поведением других, что позволяет использовать моделирование в качестве способа контроля. Во-вторых, было обнаружено, что подкрепление, осуществляемое самим субъектом, оказывается более эффективным в сравнении с подкреплением, осуществляемым др., что привело к разработке методик самоподкрепления. С введением понятия самоподкрепления акцент по-прежнему остается на подкреплении, однако оно подразумевает использование уже др. процедур контроля. Наиболее существенное различие между бихевиоризмом и когнитивным бихевиоризмом (т. е. соц. теорией научения) состоит в том, что последний трактует поведение в терминах ожиданий людьми будущих подкреплений, а не в терминах прошлых подкреплений и вероятности подкрепления. Тем самым признается большая активность организма, поскольку предполагается, что люди воздействуют на окружение с целью достижения желаемых для себя последствий. Однако, сфокусировав свой анализ преим. на когнитивном уровне, этот подход сталкивается с трудностями при анализе мотивационных проблем. Интернальный подход При этом подходе предполагается, что челов. организм активен по своей природе и что эта активность мотивируется врожденными, внутренними потребностями в компетентности и самодетерминации. Это влечет за собой ряд следствий. Во-первых, это означает, что в определенных ситуациях люди сами контролируют себя, поскольку это позволяет им чувствовать собственную компетентность и независимость. Во-вторых, и это подтверждают рез-ты исслед.

Планирование поведения.

Планирование человеком своего поведения представляет собой стратегический шаг к развитию. Качественное планирование всегда приносит человеку умноженные плоды его деятельности. Посредством планирования человек увеличивает эффективность своего развития и придерживается необходимой последовательности, соответствующей уровню личных достижений по теме собственного развития.

Планирование своего поведения развивает в человеке точность в отношениях с людьми и обстоятельствами. Спланированные точности в поведении человека являются фактором текущего уровня развития данного человека. У каждого человека есть масса планов в жизни, а именного в году, в месяце, в неделе, в дне, в минуте и некоторые из них реализовываются, а другие нет.

Качественное использование человеком своего времени, склоняет его планировать свои мероприятия, отношения, занятия и время провождения.

Планировать – это не механизировать ситуацию, а рассчитывать все стороны необходимости текущего проявления своей деятельности. Человек способен развиваться, а если он умеет планировать своё поведение, при этом, не нарушая свои планы и не позволяя нарушать их другим людям. Если человек демонстративно перед людьми нарушает свои планы, то он такими действиями автоматически позволяет нарушать свои планы видевшим данное отношение к людям. Общество несерьёзно относится к людям, нарушающим свои планы или неспособны реализовать их в практике.

41.Феномены принятия решения и деление на человека действия и человека состояния.


Кул (Kuhl, 1984; 1994; Kuhl & Goschke, 1994) всесторонне исследовал факторы, препятствующие осуществлению намерений. Он выделяет две когнитивные ориентации, то есть два типа когнитивной переработки информации в затруднительной ситуации. При ориентации на действие человек сосредоточивается на действиях, необходимых для реализации намерения. При ориентации на состояние человека занимают мысли, отвлекающие его от намерения действовать, включая мысли о себе и о том, что просто не связано с действиями (например, мысли о каких-то других делах). Мышление, ориентированное на состояние, способно помешать реализации намерений, даже когда действия, которые намеревался осуществить человек, полезны и потенциально выполнимы.
Достоинством работы Кула является то, что он рассматривает ориентацию на «действие/ориентацию на состояние» и как личностную, и как процессуальную переменную. Целевую ориентацию можно оценить как личностную переменную и вместе с тем подвергнуть экспериментальным манипуляциям. Этот подход иллюстрируют исследования роли когнитивной ориентации в выученной беспомощности (Seligman, 1975).
При выученной беспомощности неудача при решении одной задачи ухудшает результаты при решении другой задачи. Это может происходить даже в том случае, когда задачи совершенно различны. Обычно этот феномен объясняется с точки зрения мотивационных факторов. Неудача приводит к пессимистическим ожиданиям, которые переносятся с одной задачи на другую. Пессимистические ожидания приводят к приложению меньших усилий при выполнении второго задания (Seligman, 1975). Однако, как отмечает Кул (Kuhl, 1984), это объяснение противоречит тому факту, что ожидания, как правило, специфичны для конкретной задачи. Опыт создает индивидуальные паттерны генерализации (Williams, Kinney, & Falbo, 1989), а не глобальные представления, как это предполагается в традиционных объяснениях. Неудача порождает не обобщенные ожидания, а ориентацию на состояние (Kuhl, 1984). Неудача при выполнении какого-то задания может вызвать тревогу и самообвинения, которые помешают выполнению других заданий, даже тех, которые, по мнению человека, он смог бы выполнить. И корреляционные, и экспериментальные исследования подтверждают правомерность этого объяснения. При оценке индивидуальных различий в ориентации на действие/состояние с помощью опросника, обладающего очевидной валидностью, оказалось, что после некоего неподконтрольного события ухудшение результатов отмечалось только у испытуемых, ориентированных на состояние. Когда ориентация на состояние вызывалась искусственно просьбой сосредоточиться на собственных мыслях и чувствах во время выполнения задания, после неудачи результативность испытуемых снижалась; у испытуемых, не получавших подобной инструкции, ухудшения результатов не отмечалось.
Концепция Кула помогает объяснить феномен неудачи, вызванной стереотипом (Steele, 1997; Steele & Aronson, 1995). Чернокожие студенты американских колледжей, выполнившие предложенное когнитивное задание так же успешно, как белые студенты, имели более низкие результаты, чем белые, когда задание преподносилось как тест интеллекта. Термин «тест интеллекта» ухудшает результативность чернокожих студентов, не затрагивая при этом их ожидания в отношении своих результатов. Таким образом, сам термин можно рассматривать как фактор, вызывающий ориентацию на состояние. Чернокожие студенты, даже те из них, которые обладают хорошими способностями и имеют оптимистические ожидания в отношении собственных результатов, начинают беспокоиться о том, как бы не подтвердить негативный стереотип о представителях их расовой группы, показав неудовлетворительные результаты. Эти мысли мешают их когнитивной продуктивности.
Чтобы довести дело до конца, необходимо уберечь собственные намерения от действия внешних отвлекающих факторов. Сделать это часто трудно. События, происходящие вокруг, нередко отвлекают внимание от выполняемой задачи. Люди, владеющие стратегиями самоинструктирования для преодоления

отвлекающих факторов, реже оставляют свое дело незаконченным. Классическое исследование с «клоунской коробкой» (Patterson & Mischel, 1976) иллюстрирует благотворный эффект когнитивной самоинструкции.
Дети выполняли задание, сидя рядом с ярко раскрашенной клоунской коробкой размером с кофейный столик, на которой было изображение лица клоуна и два окошечка с призами. Из коробки раздавался голос, отвлекающий детей. Одним детям давалась инструкция говорить себе «Я не буду смотреть на коробку мистера Клоуна». Другие не получали таких инструкций или получали инструкцию просто напоминать себе, что нужно выполнить задание. Детям, использовавшим когнитивную стратегию с самоинструкцией «не смотреть», лучше удавалось не отвлекаться от задания.

42. Стили произвольной саморегуляции.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т. д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.

Произвольная саморегуляция. осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности.

44. Понятие личности. Индивид и личность.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.
Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Понятие человек.
Человеком является представитель вида Homo sapiens. Как сказал Д. Дидро: человек – это наивысшая ценность, поэтому изучение человека является наиболее интересным. Человек – это единственный создатель культурных достижений на земле, основанных на нейробиологических механизмах человеческого тела. Развитие техногенной цивилизации позволяет развивать и человеческую культуру представителя Homo sapiens, т.к. человек связан с окружающей природной средой, связями с общественностью, космосом и т.д. Являясь продуктом биологической эволюции, человек способен воспроизводить эволюцию всей Вселенной в информационном аспекте. Социально-деятельное универсальное развитие позволяет человеку сохранять тесную взаимосвязь между социальными, физическими, биологическими и космическими явлениями и факторами.

Человек, в первую очередь, является пластичным существом, которое несет в себе следы биогенетической, социокультурной и космофизической эволюции. В ходе развития истории человечества во все времена наиболее запутанным является загадка человеческой природы. В связи с этим было проведено множество исследований и выдвинуто множество концепций познания человеческой сущности. Однако единого точного мнения найдено не было, поскольку люди различаются не только внешне, но и своими внутренними качествами. Возможным является только выделение человеческой расы, объединяя некоторых представителей. Социальные и естественные науки предпринимают попытки понять человеческое поведение и сущность человека. Данная проблема наиболее актуальная в современном мире.
Понятие личности.
Понятие личность в человекознании является наиболее значимым и сложным. Данное понятие обозначает персону как целостное существо, играющее социально значимую роль. По европейским традициям личность рассматривается как лицо, обозначающее душу самого человека и его духовные качества. Понятие личность ассоциируется с категорическим императивом человеческого достоинства, что является главной составляющей нашей цивилизации. Личность имеет индивидуальные социальные качества, которые формируются в ходе исторической деятельности и общественных отношениях. Главная сущность определяется социальными качествами. Только что родившийся ребенок уже является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества.
Понятие личность как динамическая целостная система способно выразить индивидуальные способности деятельности и знаний человека. Личность составляет диалектическое единство особенного классового, общего социально-этического, отдельно-индивидуального и национального, поскольку представляет собой деятельность индивида, как субъекта и социального феномена, реализующего себя в социальном общении. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

Понятие индивида.
Понятие индивид рассматривается как конкретный человек, т.е. единичный представитель из всего человеческого рода или какой-либо социальной группы. Данная характеристика позволяет отделять одного человека от группы остальных. Понятие индивид позволяет наделить человека всем богатством неповторимых и уникальных его личностных качеств. Индивидуальные свойства выражают личностные качества индивида. В современном мире внимание особо остро уделяется пренатальной общности, то есть формированию отношений между матерью и плодом. Она имеет ограничения между временем зачатия и временем рождения, а также включает в себя все существующие отношения с миром, как воображаемые, так и реальные. Данные временные границы задаются культурой, существующей в данный момент времени и определяются на весь период существования индивида. Доказано, что плод быстрее и предпочтительнее осваивает все обращения и воздействия к нему. На втором месяце беременности у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной., в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении, и с этого момента новорожденный уже имеет ярко выраженную индивидуальность.

Соотношение понятий: человек, индивид, личность.
Соотношение понятий человек, индивид, личность исследовалось достаточно длительное время, поскольку они являются взаимозаменяемыми понятиями. Выше мы ознакомились с данными понятиями более конкретно. Человек – это существо, заключающее в себе единство и соотношение психических, биологических и социальных уровней, формируемых из наследуемого и приобретаемого в течении жизнедеятельности. Являясь наивысшей ступенью развития на всем земном шаре, он определяется как целостная биосоциальная система.

43. Понятие воли в психологии. Произвольное и волевое. Волевые процессы и их изучение.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «воля» очень тесно связано с понятием «свобода».(Википедия)

Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Наиболее существенными факторами, препятствующими формированию сильной воли, являются следующие: избалованность ребенка (все его желания тотчас же беспрекословно выполняются, и никаких волевых усилий не требуется); подавляемость ребенка жесткой волей взрослых, требованиями неукоснительно выполнять все их указания. При этом ребенок становится неспособным самостоятельно принимать решения.


рища).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Наиболее существенными факторами, препятствующими формированию сильной воли, являются следующие: избалованность ребенка (все его желания тотчас же беспрекословно выполняются, и никаких волевых усилий не требуется); подавляемость ребенка жесткой волей взрослых, требованиями неукоснительно выполнять все их указания. При этом ребенок становится неспособным самостоятельно принимать решения.