Понимание эмоций.

Уровень понимания эмоций — степень развития понимания человеком чужих или своих эмоциональных процессов

Так как навык понимания (эмоций в частности) является достаточно сложным умственным процессом, то он требует некоторого освоения, в связи, с чем можно говорить о разных уровнях умения понимать человеком эмоции. Различия между этими уровнями можно наблюдать на примере детей разного возраста. В частности, имеются исследования уровней понимания эмоций на детях в возрасте от 5 до 9 лет, показывающие качественные различия между средними способностями к пониманию эмоций у исследованных детей

А. М. Щетинина в своём исследовании вводит следующую классификацию уровней понимания детьми эмоциональных состояний человека:[1]

1. Неадекватный — у ребёнка отсутствие понимания или он грубо ошибается в понимании эмоционального состояния.

2. Ситуативно-конкретный — ребёнок понимает эмоциональные состояния как привязанные к конкретным ситуациям, не обозначает их словами или обозначает только словами, выбранными из предложенных.

3. Словесное обозначение и описание экспрессии — ребёнок способен самостоятельно определять названия, обозначающие те или иные эмоциональные состояния, или точно выбирать из предложенного списка определений подходящее, может перечислить некоторые характерные для эмоционального состояния элементы экспрессии.

4. Осмысление в форме описания — ребёнок может самостоятельно определить название эмоционального состояния, выделить и описать его экспрессию, а также ситуации, в которых оно проявляется.

5. Осмысление в форме истолкования и проявления эмпатии — ребёнок может самостоятельно определить название эмоционального состояния, анализировать его экспрессию, домыслить связанную с ним ситуацию, высказывать суждения от лица изображённого человека, проявлять к нему эмоциональное отношение.

В основу своей классификации Щетинина кладёт следующие показатели:

· умение дать словесное определение эмоционального состояния

· умение охарактеризовать эмоциональное состояние через конкретную ситуацию

· умение выразить чужое эмоциональное состояние с помощью собственных экспрессивных действий