Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
Организационная структура банка строится исходя из целей, задач и стратегических направлений развития банка. Она определяет взаимоотношения уровней управления, разграничивает функциональные обязанности между подразделениями и сотрудниками банка, определяет сферы ответственности и подотчетности, формы управления и руководства.
Структура организационной схемы зависит от величины банка, состава и квалификации руководителей, характера деятельности банка, его специализации и многообразия функций.
К основным типам организационных структур коммерческих банков стран с развитой рыночной экономикой относятся: пирамидальная, географическая, функциональная, профит-центровая, холдинговая структуры управления.
Пирамидальная структура используется банками, которые работают в условиях локального рынка, ограниченности контингента клиентов, отсутствия активного соперничества конкурентов, неразвитость или полное отсутствие филиальной сети. В банках с такой структурой имеется небольшое количество функциональных отделов, подчиняющихся непосредственно высшему руководству банка.
Схема 1.7. Пирамидальная структура
Географическая структура характеризуется тем, что полномочия вице-президентов распределены по географическому признаку обслуживаемой клиентуры, а координация их действий осуществляется президентом банка и функциональными службами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Схема 1.8. Географическая структура
Функциональная структура строится на четком распределении между звеньями руководства определенных функций.
Профит-центровая структура управления строится на организации профит-центров, которые имеют свои службы, аппарат управления, смету, калькуляцию издержек и полученной прибыли. Например, трастовый отдел крупного банка.
Холдинговая структура характерна для объединения специализированных банков, каждый из которых обладает большой самостоятельностью.
Схема 1.9. Холдинговая структура
Построение организационной структуры управления банком является также предметом банковского менеджмента. От соответствия организационной структуры миссии банка, ее гибкости, динамичности и дееспособности зависит жизнеспособность банка, результативность его деятельности.
Организационная структура управления должна отвечать следующим условиям:
- соответствовать миссии банка, его стратегическому развитию;
- иметь адаптированное информационное обеспечение;
- быть гибкой и чувствительной к изменениям рынка и запросам клиентов;
- иметь ориентацию на новые рынки и технологии, на производство конкурентоспособных услуг;
- иметь способность оперативно реагировать на возникновение проблем и возможность их быстрого решения;
- способствовать принятию оперативных и качественных управленческих решений и команд.
У нас в стране коммерческие банки имеют непродолжительную историю, возникают и функционируют в постоянно меняющейся инфляционной экономической среде. Поэтому организационные структуры управления коммерческих банков РФ не устоялись, постоянно развиваются и совершенствуются, способствуя тем самым устойчивости и конкурентоспособности банков.
Универсальные акционерные банки у нас в стране имеют, как правило, комбинированную структуру управления – линейно-функциональную.
На практике банками применяются все наиболее употребляемые организационные структуры: линейные, функциональные, матричные, дивизиональные и другие.
Продолжение на стр.17