Продолжение схемы 1.5.
менеджмент устойчивости банка | - ликвидности и рисков; - маркетинга и рекламы-капитала банка; - клиентуры банка; - учета внутри-банковского контроля и отчетности | величина уставного капитала, величина резервных фондов и прибыли, сбалансированность активов и пассивов, диверсификация кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг, величина ресурсов на расчетных и текущих счетах клиентов, постоянство клиентов, оперативность и качество учета, контроля и отчетности, реклама и имидж банка | |
менеджмент банковских услуг | -пассивных операций; - активных операций; -операций с ценными бумагами; -трастовых операций; -валютных операций; -расчетных операций и корреспондентских отношений; -кассового обслуживания | величина срочных вкладов и депозитов, величина векселей, облигаций, привлеченных МБК и централизованных средств, величина кредитных вложений и инвестиций, обеспеченных залогом, инвестиции в ценные бумаги, объем трастовых операций, доход от кредитных операций, операций с ценными бумагами и валютных операций, доходы от расчетных операций и кассового обслуживания клиентов, количество открытых корреспондентских счетов |
Реализацию своих функций банковский менеджмент может осуществлять путем воздействия на банковский персонал через информационные системы, организационную структуру и ресурсы, побуждая персонал к производству и реализации услуг клиентам.
|
Схема 1.6. Реализация функций менеджмента
Основными, главными и определяющими задачами банковского менеджмента являются задачи по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости банка, что достигается такими конкретными показателями, как:
- качеством предоставляемых услуг;
- величиной уставного капитала;
- наличием генеральной и валютной лицензий;
- устойчивой клиентурой банка;
- широтой корреспондентской сети;
- наличием филиальной сети;
- совершенством и надежностью системы расчетов;
- квалификацией менеджмента;
- квалификацией персонала;
- универсализацией услуг;
- диверсификацией номенклатуры услуг;
- доступностью и удобством обслуживания;
- эффективностью рекламы;
- имиджем банка.
При исполнении банковского менеджмента надо прежде всего учитывать, что:
1. Банк является финансовым посредником между кредитором и заемщиком и исполнителем других специфических услуг в системе экономических отношений юридических и физических лиц. Преобладание в ресурсах банка привлеченных и заемных средств накладывает на менеджмент банка высокую ответственность за эффективное использование и сохранность средств вкладчиков и кредиторов.
2. Банк вправе выполнять только установленные ему законом функции в тех пределах, которые обусловлены нормативными и законодательными актами. Нарушение существующего законодательства и нормативных актов ЦБ влечет за собой строгие санкции, вплоть до лишения банка лицензии. Банковский менеджмент должен постоянно чувствовать те рамки, в которые он поставлен, и играть по установленным для него правилам.
3. Банк действует в определенных экономических условиях и является частью банковской системы страны и мировой экономической системы. Внешнеэкономические условия, в которых функционирует банк, подвержены частым изменениям в связи с политическими и социальными изменениями, происходящими в стране и мире. Поэтому банковскому менеджменту приходится находиться в постоянном аналитическом напряжении, чтобы оперативно реагировать на изменения параметров финансовых законов, связанных с изменением внешних условий.
Учитывая также усиление конкуренции внутри банковской системы как в области привлечения средств, так и в области их эффективного размещения, менеджмент банка должен быть направлен в сторону развития информационных технологий и средств коммуникаций на базе современной техники, обеспечивающих расширение территориальных границ предоставления банковских услуг, а также расширение спектра этих услуг и их диверсификацию. Борьба за клиента побуждает банковский менеджмент обеспечивать создание благоприятных условий для исполнения услуг, делать эти услуги привлекательными, формировать потребности у клиентов в новых банковских услугах, показывать клиентам выгоду в сотрудничестве с банком, делать его равноправным партнером в финансовом бизнесе.
Менеджмент банка – это совокупность принципов, методов и форм управления деятельностью банка в сфере финансовых услуг с целью получения прибыли.
По определению «Большого экономического словаря» (1999 г.), банковский менеджмент основывается на анализе факторов финансового рынка, прогнозировании экономической ситуации и минимизации банковских рисков. Основными направлениями банковского менеджмента являются: банковский маркетинг, управление активами банка, управление пассивами банка, управление собственными средствами банка, управление рентабельностью работы банка, управление банковскими рисками, управление кадрами банка.
Менеджер – наемный управляющий, специалист по управлению.
Вопросы для повторения:
1. Чем обусловливаются особенности банковского менеджмента?
2. Функции менеджмента по управлению банком.
3. Менеджмент стратегического развития банка.
4. Менеджмент устойчивости банка, его функции и показатели.
5. Менеджмент услуг, его функции и показатели.
6. Задачи банковского менеджмента.