Стадия сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет).

Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. Координируются возможности сенсорной и моторной сфер. Проявляется в действиях и формируется в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой. Подгонка сенсорной информации и практических действий. Формируется мир ментальных репрезентаций (образов). С этого момента можно манипулировать не только внешними предметами, но и своими образами. К концу этой стадии ребенок становится субъектом, выделяя себя из окружающего мира.

 

Стадия дооперационального мышления (от 2 до 7 лет).

На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Происходит развитие эгоцентризма мышления, которое выражается в трудности принятия позиции других людей. Мышление на этой стадии называется дооперациональным т.к. ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции. Ребенок может описать любой предмет, явление с помощью речи. Появляется символическая игра, проявляющаяся в наличии замещающей функции: один предмет заменяет другой (например, человек замещается игрушкой, куклой).

 

Стадия конкретных операций с предметами (от 7-8 до 11-12 лет).

Ребенок мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции. На этой стадии умственные операции становятся обратимыми. Появляется возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Ребенок проявляет возможность объединять предметы в классы.