Понятие мышления в психологии. Понятие задачи и проблемной ситуации.
Мышление – это процесс обработки информации человеком и высокоразвитыми животными, направленный на установление связей и отношений между объектами или явлениями окружающего мира.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Мышление состоит в выявлении существенных (т.е. не данных непосредственно, устойчивых, значимых для деятельности, обобщенных) свойств и отношений. Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, служит его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, цель мышления – анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней. Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этого предмета в памяти. Т.е. память и восприятие – процессы, которые непосредственно связаны с объектами. Понять же связи между объектами и их отношения непосредственно невозможно. Нельзя это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того, чтобы узнать, что зимой всегда холодно, необходимо наблюдать это явление неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года.
Тот факт, что опыта одного человека может быть недостаточно для точного и объективного суждения, связан с поисками надындивидуальных критериев, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и представляет собой кристаллизацию опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой, человек для доказательства объективности и достоверности своих выводов обращается к иным видам надындивидуального опыта, кристаллизованным в культуре: искусству, этическим нормам и т.д.
В психологии различают понятия задачи и проблемной ситуации. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей, т.е. задача — это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги, и т.д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно — это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию. Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда), это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей.
В смысле психологической структуры выделяют объективную и субъективную задачи. Объективная задача характеризуется поставленными требованиями и заданными условиями (т.е. характеристиками, не зависящими от субъекта). Субъективная задача – это объективная задача в понимании субъекта. Она характеризуется целью, которую ставит перед собой субъект, и используемыми им средствами её достижения.
- Виды мышления. Мыслительные операции.
В зависимости от рассматриваемых характеристик выделяют несколько классификаций видов мышления:
i. По степени новизны продукта, который получает субъект познания:
- Продуктивное
Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.
- Репродуктивное
Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.
ii. По характеру протекания:
Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).
- Аналитическое (логическое)
Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
- Интуитивное
Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
iii. По характеру решаемых задач:
- Теоретическое
Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.
- Практическое
Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.
iv. По подчиненности мыслительного процесса логике или эмоциям:
- Рациональное
Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели.
- Эмоциональное (иррациональное)
Иррациональное мышление - бессвязное мышление, течению мыслей вне логики и цели. Процесс такого нерационального мышления нередко называется - чувством. Если девушка задумалась, ей что-то показалось, и хотя четкой логики в своих рассуждениях она не видит, он может сказать "Я чувствую". Особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Тем более, если ее впечатление ее порадовало или испугало – тут точно чувство. В качестве примеров иррационального мышления можно привести искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализацию (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).
return false">ссылка скрыта
v. По мотиву, побуждающему мыслительный процесс:
- Аутистическое
Аутистическое мышление направлено на удовлетворение желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. У здорового человека проявляется в виде фантазий, сновидений. К функциям аутистического мышления относятся удовлетворение мотивов, реализация способностей, воодушевление.
- Реалистическое
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, на познание, регулируется логическими законами.
vi. По характеру логики познания:
Понятие пралогического мышления введено Л. Леви-Брюлем. Терминами "пралогическое" и "логическое" Леви-Брюль обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т.д.
- Логическое
Логическое мышление ориентировано на установление логических отношений.
- Пралогическое
Пралогичесоке мышление характеризуется незавршенностью основных логических законов: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. Природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир. Для пралогического мышления характерны отсутствие случайностей, непроницаемость для критики, нечувствительность к противоречиям, бессистемность знаний.
vii. Генетическая классификация:
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека.
- Наглядно-действенное
Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта, действия. Наглядно-действенное мышление оно существует и у высших житвотных и систематически изучалось такими учеными, как И. П. Павлов, В. Кёлер, и др.
- Наглядно-образное
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
- Словесно-логическое
Мышление рассуждающее, словесно-логическое выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.
viii. Творческое/критическое:
Творческое и критическое мышление представляют собой два вида мышления одного и того же человека, которые вступают в борьбу друг с другом.
- Творческое
Творческое мышление — мышление, результатом которого является открытие нового или усовершенствование старого.
- Критическое
Критическое мышление проверяет открытия, решения, усовершенствования, находит в них недостатки, дефекты и дальнейшие возможности применения.
Выделяют следующие мыслительные операции:
è Анализ
Разделение предметов на части или свойства.
è Сравнение
Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
è Синтез
Объединение частей или свойств в единое целое.
è Абстрагирование
Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
è Обобщение
Соединение вместе предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.
- Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.
Американский ученый Эдвард Торндайк (1874—1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832—1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.
Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» - универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт. Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.
Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.
- Экспериментальные исследования мышления в гештальтпсихологии. Этапы развития мыслительного процесса.
Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.
Феномен инсайта был открыт В. Келлером при исследовании интеллекта шимпанзе. Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келлер создавал такие «проблемные ситуации», в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы «двухфазными», т.к. состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.
Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.
Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.
Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):
1.) Принятие задачи и изучение условий.
2.) Применение старых способов решения.
3.) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).
4.) Инсайт, «ага-реакция» (сопровождается позитивными эмоциями).
5.) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).
К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.
В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.
- Исследование развития понятийного мышления в школе Л.С.Выготского. Методика Выготского-Сахарова.
Понятийное мышление - (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Н. Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур. К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз. После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.
Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются». Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название. Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.
- Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж.Пиаже.
Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название "операциональной". Операция представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризации") внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция. Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5+3=8 и 8-3=5.
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии: