Внимание, как распределение ресурсов. Модель Канемана. Внимание и функциональное состояние.

Лауреат Нобелевской премии 2002 г. Даниэль Канеман выдвинул концепцию внимания как умственного усилия. Канеман исходил из того, что у человеческого организма есть ресурс мощности, который по природе ограничен, подвержен колебаниям и поддается распределению. Выполнение любого действия (как физического, так и интеллектуального) требует от субъекта определенного «вложения» ресурса внимания, которое обеспечивает ее эффективное выполнение. Когда субъект обладает достаточным ресурсом внимания, задание выполняется безошибочно. Если в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения данной задачи (из-за общего состояния организма или потому что задача слишком сложна), он не способен с ней справиться. Ресурс внимания, который остается неиспользованным для выполнения текущей задачи, Канеман назвал «дополнительной мощностью» системы. Понятие дополнительной мощности важно для прогнозирования того, что происходит в том случае, когда человеку нужно справиться с несколькими заданиями одновременно, то есть распределить внимание. Когда ресурса достаточно - распределение не нужно вовсе и уровень выполнения высок для обеих задач. Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное задание выполняется за счет дополнительной мощности. В результате, одна задача выполняется лучше другой.

Крайне важно не просто констатировать тот факт, что человек допускает ошибки, а предсказать приближение этого момента, когда, казалось бы, все еще идет нормально. Представьте себе, например, пилота самолета, который должен следить за показаниями многих приборов или хирурга, выполняющего сложную операцию – здесь ценой ошибки может стать человеческая жизнь. Решить проблему определения приближения момента истощения внимания Канеману удалось с помощью разработанной им методики вторичной зондирующей задачи. Главная ее идея состоит в том, что «поймать» момент предела истощения ресурса можно тогда, когда испытуемый справляется с основной задачей (сложной) и парадоксальным образом не справляется с дополнительной (простой).

Суть опыта заключалась в следующем. Испытуемые выполняли основное задание: им предъявлялся ряд из четырех цифр со скоростью одна цифра в секунду. Потом следовала пауза 2 с, затем испытуемый должен был в том же темпе отвечать последовательностью цифр, которые отличались от исходных на единицу (1 — 3 — 5 — 7 — пауза — 2 — 4 — 6 — 8). Испытуемые стабильно выполняли задание, допуская около 18% ошибок. Затем испытуемым давали другое, еще более простое задание: на мониторе компьютера среди зрительного «шума» на короткое время появлялась буква, о которой впоследствии требовалось отчитаться. С этой задачей испытуемые и вовсе справлялись в 100% случаев. В следующей серии эксперимента оба задания выполнялись одновременно. Причем выбор первой задачи в качестве основной, а второй – в качестве дополнительной регулировался платежной матрицей. Удивительно, но испытуемые по-прежнему хорошо справлялись с основной задачей и при этом допускали ошибки в выполнении простейшей дополнительной (зондирующей) задачи. Важно, что количество ошибок в выполнении дополнительной задачи зависело от того, в какой момент времени на экране появлялась целевая буква. Если это происходило в начале, наблюдалось около 30% ошибок, а если предъявление совпало с арифметическими действиями в основной задаче – процент ошибок подскакивал до 70%! В том случае, если испытуемые имели достаточный запас дополнительной мощности, они эффективно справлялись с дополнительной задачей, а если дополнительная мощность иссякала (ведь надо было удерживать в памяти четыре цифры и производить прибавление единицы) ее просто не хватало на то, чтобы обратить внимание на экран компьютера. Канеман считал, что колебания эффективности выполнения зондирующей задачи на фоне относительной стабильности выполнения основной отражают ограничения ресурса внимания и показывают основную политику его распределения. Сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а ее «остатки» направляет на дополнительные задачи.

Таким образом, уровень эффективности выполнения вторичной задачи служит инструментом измерения доступной субъекту дополнительной мощности. Полученные результаты позволяют предложить способ контроля внимания оператора. Нужно, чтобы время от времени, не отвлекаясь от своей основной деятельности, он совершал какое-либо примитивное действие, например, нажимал на кнопку. «Забывчивость» оператора и будет служить предупредительным сигналом: осторожно, внимание на исходе!

Д.Канеман не ограничился обнаружением поведенческого коррелята истощения ресурса внимания (сбой в выполнении зондирующей задачи). Канеман эмпирически установил один из надежных физиологических показателей расхода энергии внимания — изменение диаметра зрачка. Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой в решение задачи энергии. В описанном выше эксперименте при выполнении задания зрачок сначала расширялся, достигая пика в тот момент, когда задание становилось максимально энергоемким (первый ответ «2» в нашем примере). После этого зрачок начинал сужаться, возвращаясь к исходному диаметру по окончании выполнения задания. В настоящее время уже разработаны приборы, которые фиксируют динамику зрачка оператора и помогают избежать ошибок, связанных со снижением уровня внимания.

Функциями внимания являются:

· обнаружение сигнала

· бдительность

· поиск

· избирательное внимание

· распределенное внимание