О программе МИСС-2000.
Веретенников О. Ю.
МИСС-2000:
Методика исследования структуры самосознания.
Применение репертуарного теста
Ролевых конструктов
Для исследования Я-концепции.
Руководство пользователя.
Г. Мурманск
Г.
Веретенников О. Ю.
МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции.
Рецензенты:
И. Н. Козлова, кандидат психологических наук.
О. В. Оконешникова , кандидат психологических наук.
Редактор - Тетерина Т. Н.
Руководство знакомит читателей с одним из современных методов компьютерной психодиагностики индивидуального сознания и самосознания.
Руководство предназначено психологам, педагогам специалистам в области профориентации и профотбора, студентам психологических факультетов.
ISBN -5-94245-004-8 © Веретенников О. Ю., 2000.
О программе МИСС-2000.
МИСС-2000 - методика исследования структуры самосознания (точнее – Я-концепции) – это компьютерная программа, разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли и оригинальной концепции Я-концепции.
Основным предназначением программы является построение целостной и в то же время детальной модели индивидуального Я, включающей структуру знаний о себе, самооценок, установок, целей, ценностей и т. д. Эту модель можно сравнить со схемой какого-либо сложного технического устройства, помогающей мастеру быстро разобраться с причинами неисправностей. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что технические схемы устроены по принципу «как должно быть», а МИСС строит модели по принципу «как оно есть».
Для психологов главным является то, что отныне они получают возможность в течение короткого времени получить максимум информации о том, как их клиент воспринимает самого себя на фоне других людей. То, что раньше выявлялось в беседе с клиентом в течение многих встреч, теперь выявляется в течение одного часа.
Главным понятием концепции МИСС является понятие «диспозиции модальностей Я». Диспозиция - это единица анализа Я-концепции. Каждая диспозиция объединяет несколько модальностей Я в каком-либо единичном аспекте. Например, в аспектах восприятия своих нравственных, деловых, интеллектуальных, социальных и любых других качеств человек способен различать следующие модальности Я: «каким Я был», «каким Я являюсь», «какое Я хочу производить впечатление», «каким меня воспринимают другие», «каким Я хочу быть» и т. п.
Несмотря на то, что модальностей Я много, обычно человек концентрирует внимание всего лишь на одном-двух аспектах своего Я. Например, в высказывании «Я ленива, хотя и не хочу быть такой» звучат две модальности – актуальное Я (какая Я есть) и идеальное Я (какой хочу/не хочу быть). Остальные модальности в этом высказывании не представлены, но это не означает, что их не существует и что они никак не влияют на поведение.
Диспозиция интегрирует множество модальностей Я, побуждая человека к одному способу поведения и удерживая от другого. Она придает некоторую окраску (и внутреннюю – субъективную; и внешнюю – как видится со стороны) конкретному человеческому поступку в конкретной ситуации.
Диспозиция модальностей Я и устойчива, и динамична. Однажды сформировавшись, диспозиция стремится сохранять внутреннюю структуру и свойственные ей функции, побуждая человека воспроизводить одну и ту же линию поведения, принимать однотипные решения, делать однотипные вы
Боры и прогнозы. То есть, диспозиции «ответственны» не только за исполнение конкретных действий и поступков, но и за формирование долгосрочных поведенческих программ - индивидуальный стиль деятельности и даже жизни.
Диспозиции модальностей Я существуют не изолированно, они образует горизонтальные и вертикальные (иерархические) структуры, которые и составляют Я-концепцию – высший уровень регуляции поведения.
МИСС выявляет диспозиции любых модальностей Я и показывает их структуры. Она автоматически интерпретирует все самооценочные диспозиции, образованные тремя модальностями Я (Актуальным Я, Идеальным Я и Я-Воспоминанием), и относит их к одному из семи возможных типов: конфликт, ностальгия, мечта, развитие, инерция, достижение, ценность.
Вся обширная информация, которую предоставляет МИСС, оформлена графически. В удобной для восприятия форме предстают структуры диспозиций, включающих ценности, опыт и реальные достижения клиента. Наряду с этим, и без каких-либо дополнительных процедур, программа позволяет исследовать образы других людей (как их воспринимает клиент); фиксирует такие феномены социального восприятия, как «розовые» или «черные» очки, деление людей на своих и чужих; вскрывает логические противоречия в оценке себя и других. Этим диагностические возможности программы не исчерпываются.
Наряду с перечисленными психодиагностическими ориентирами МИСС предоставляет и традиционную для репертуарных тестов информацию. Она выводит на экран и принтер корреляционные матрицы, кластеры и графы, как конструктов, так и элементов; рассчитывает индексы когнитивной дифференцированности. То есть, МИСС можно использовать и в традиционном для репертуарных тестов режиме - для исследования семантических структур индивидуального сознания.
Варьируя списком элементов, пользователь может настраивать программу на исследование самых разнообразных аспектов индивидуального сознания и самосознания: «Я в социуме»; «Я в мире профессий»; «Я в семье», «Я в коллективе» и т.п.
Как и все репертуарные тесты МИСС не ориентирована на статистические нормы и усредненные показатели, хотя и не исключает их. МИСС – это, прежде всего, средство глубокого проникновения в индивидуальный мир. Она является незаменимым средством в решении конкретных психологических проблем конкретного человека.
С самого начала МИСС разрабатывалась для психологов, занимающихся психокоррекцией, психотерапией и консультированием. Однако область ее практического применения оказалась гораздо шире. Программа может быть с успехом адаптирована для задач профориентации, профотбора,
оценки кадров, социально-психологической диагностики коллективов, межличностной совместимости, маркетинговых исследований и т. д.
Введение.
Несмотря на то, что репертуарные тесты появились в середине 50-х годов, широкому кругу отечественных психологов они стали известны относительно недавно - с момента выхода в свет книги Ф. Франселлы и Д. Баннистера «Новый метод исследования личности» в 1987 году. Репертуарный тест предполагает компьютерную обработку данных. И именно отставание в распространении компьютеров и программного обеспечения в нашей стране объясняют скудность русскоязычных публикаций, посвященных репертуарным тестам. Большинство отечественных публикаций в русле этой тематики посвящено исследованиям индивидуального сознания [14], личности [8], психической адаптации [4]. В то же время, практически отсутствуют работы, в которых раскрываются методы применения репертуарных тестов для исследования самосознания.
return false">ссылка скрытаЭта брошюра знакомит пользователей с полицелевой компьютерной программой МИСС-2000, предназначенной для исследования Я-концепции. Руководство ориентировано на тех специалистов, кто уже знаком с репертуарными тестами. Поэтому в нем отсутствуют разделы, посвященные изложению теоретических взглядов основоположника, равно, как и его последователей.
Руководство пользователя состоит из двух разделов и четырех приложений. В первом разделе излагаются теоретические основы МИСС: рассматривается структура и функции Я-концепции, вводится единица анализа «Я» - диспозиции модальностей Я – и формулируются требования к ней, излагается подход автора к самооценке, объясняется принцип работы математического алгоритма, приводятся сведения о валидности методики.
Второй раздел посвящен описанию экранных форм и способам работы с программой.
В приложениях представлена дополнительная информация в основном для тех, кто впервые знакомится с репертуарными тестами. В них излагается процедура тестирования: подготовка списка элементов, способы выявления конструктов и правила заполнения теста. Надо помнить, что руководство не может заменить учебник по репертуарным тестам, и для профессионального применения программы желательно ознакомиться с соответствующей литературой (см. список). Например, в руководстве описан только один из способов выявления индивидуальных конструктов – метод триад элементов. Это классический способ, предложенный Дж. Келли и с него целесообразно на-
чинать. В то же время существуют и другие приемы выявления конструктов. Более того, в некоторых случаях конструкты лучше не выявлять, а задавать. Освещение этих и подобных вопросов привело бы к тому, что специфические вопросы эксплуатации программы МИСС-2000 затерялись бы на их фоне.
Знакомство с МИСС лучше всего начать в такой последовательности: прочитать Раздел I, самостоятельно заполнить тест; ориентируясь на указания Приложения II и Приложения III, проанализировать результаты; используя методы, описанные в Разделе II, проанализировать вертикальную структуру собственного Я (практический пример - в Приложении IV).
Раздел I. Теоретические основы МИСС:
концепция Я-концепции.
Требования к единице анализа Я-концепции.
Работа компьютерной программы и особенно способы интерпретации психодиагностической информации, которую предоставляет МИСС, основаны на оригинальной концепции индивидуального «Я». Центральным понятием этой концепции является понятие диспозиции модальностей Я, которую следует рассматривать как единицу анализа индивидуального «Я». В этом пункте руководства формулируются основные теоретические представления о том, что является Я-концепцией, каковы ее структура и функции, определяются требования к единице анализа Я-концепции.
В соответствии с традицией, берущей начало в работах Л. С. Выготского [5], следует различать два вида анализа: анализ, разделяющий целое на элементы и анализ, разделяющий целое на единицы. Первый вид анализа – традиционный, классический – господствовал в науке в эпоху редукционизма. Его целью является ответ на вопрос, из каких структурных элементов состоит целое, как эти элементы связаны и как они взаимодействуют. Этот вид анализа позволяет «дробить» объекты почти до бесконечности: вещества до элементарных частиц, психику - до монад, речь до фонем, деятельность до микродвижений и т. д. Однако этот вид анализа не позволяет объяснить свойства целостных объектов, исходя из свойств составляющих их элементов. Очень красивый пример не выводимости свойств целого из свойств, составляющих его элементов, приводит Л. С. Выготский: молекулы воды состоят из атомов водорода и кислорода, но водород – взрывоопасен, кислород – горюч, а вода, тем не менее, тушит огонь. Понять, почему это так невозможно путем дробления молекулы воды на все более мелкие элементы. Вместе с тем, в одной молекуле воды потенциально представлены все ее свойства.
Другой вид анализа основан на расчленении сложного целого на единицы. Под единицей подразумевается «такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого целого» [5]. В качестве примеров единиц анализа Л. С. Выготский называет для вещества - молекулы; для живых организмов – клетки; для речевого мышления – значение. Можно сказать, что единица анализа репрезентирует целое в меньшем масштабе. Это позволяет в значительной степени упростить
изучение сложных объектов, так как выводы полученные при исследовании единиц могут быть распространены на целое в силу их качественной однородности.
Человеческое «Я», безусловно, является чрезвычайно сложным объектом. Оно с трудом «умещается» в исследовательские процедуры. До сих пор не существует психодиагностических методик, которые захватывали бы Я-концепцию целиком. Поэтому уже сама по себе попытка привнести в психологию понятие единицы анализа Я-концепции является оправданной.
Эта попытка окажется успешной только в том случае, если диспозиция модальностей Я действительно отражает все основные характеристики целого, то есть Я-концепции. Эта попытка окажется плодотворной в том случае, если она позволит не эклектично, но на единой концептуальной основе соединить различные подходы к проблеме «Я». Ниже в конспективной манере, и без претензии на полноту охвата, излагается суть основных требований к структуре и функциям единицы анализа «Я».
Первое требование. Различение первых неоднородностей в структуре Я принадлежит У. Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) Я так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией.
В психологическом словаре Я-концепция определяется как «целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самоосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.» [15].
Р. Берн, определяя Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, выделяет в ней три элемента: