Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение конкуренции органами власти
Основные проконкурентные запреты и требования к властным субъектам установлены Законом о защите конкуренции. Запреты и требования распространяются на деятельность ФОИВ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, иных осуществляющих функции указанных органов организаций, а также государственных внебюджетных фондов и ЦБ РФ запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) указанных публичных субъектов, на антиконкурентные соглашения и согласованные действия с участием властных субъектов.
Перечень запрещенных антиконкурентных актов, действий и бездействия является открытым. При этом закон в качестве примеров запрещает типичные виды антиконкурентного поведения, а также, кроме этого, и все иные действия администрации, которые ограничивают конкуренцию. Однако имеются и некоторые исключения.
Запрещается (ст.15 ФЗ):
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка и др.
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается совмещение функций ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Нарушение данных запретов и требований предусматривает административную ответственность за "ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления".
ФЗ запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения властных субъектов между собой, а также антиконкурентные соглашения и согласованные действия, в которых одной из сторон или одним из участников является властный субъект, а другой стороной или участником - один или несколько хозяйствующих субъектов.
ФЗ о защите конкуренции содержит генеральный запрет на осуществление властными субъектами соглашений и согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и вместе с тем указывает и прямо запрещает наиболее типичные случаи таких действий. Если это может привести к:
- повышению, снижению или поддержанию цен
- не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар
- разделу товарного рынка по территориальному признаку, объёму продаж или покупки товаров
- ограничению доступа, выхода из товарного рынка, устранению с него хоз субъекта.
Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения при выполнении в совокупности следующих условий:
на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.