Запись числа, темы занятия
3. Развитие пассивного и активного словарного
запаса по теме «Строительные инструменты»
— Послушайте стихотворение.
Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка. А всего нужней сноровка.
(Б. Заходер)
— Назовите из стихотворения слова, обозначающие строи
тельные инструменты. {Клещи, тиски, молоток, ключ, на
пильник, ножовка — ...)
1
•Лексика»
3 занятие
— Продолжите ряд слов.
ПИЛА, ТОПОР, РУБАНОК, ДРЕЛЬ, ПЛОСКОГУБЦЫ — это ... {строительные инструменты).
— Объясните, для чего нужен каждый инструмент:
Молоток —... (Молотком забивают гвозди.)
Пила —... (Инструмент для резки, распиливания чего-либо.)
Клещи —... (Клещами вытаскивают гвозди.)
Топор —... (Топором рубят дрова.)
Рубанок —... (Рубанком строгают, выравнивают поверхность.)
Дрель —... (Дрелью просверливают отверстия в дереве, бетоне, металле.)
Плоскогубцы —... (Плоскогубцами фиксируют предметы.)
4. Определение лексических значений многозначных слов
— Отгадайте загадку.
Они обычно для шитья, И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются — ... (иголки).
— Отгадайте закрытые картинки, объясните три лексиче
ских значения слова ИГЛА.
ИГЛА —
1. Инструмент для шитья. (Логопед переворачивает пред
метную картинку, изображающую швейную иглу.)
2. Лист хвойного дерева. (Логопед переворачивает пред
метную картинку с еловыми иглами).
3. Колючки на теле животных. (Логопед переворачивает
предметную картинку, изображающую ежа.)
— Сколько значений имеет слово ИГЛА? (Три.) Это много
значное слово!
Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой. Например, слово КНОПКА употребляется в трех значениях. Канцелярской кнопкой прикалывается бумага к столу, На кнопку электрического звонка мы нажимаем, чтобы он зазвенел, застежка на платье тоже кнопка. Между этими значениями есть общее: во всех трех случаях слово КНОПКА обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присо-
единить что-то к чему-то.
В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
— Прочитайте предложения. Подберите к каждой пред
метной картинке предложение.
На доске запись:
Хвойные иглы — зелень хвойных деревьев. Швейные иглы есть у каждой хозяйки. Еж носит на спине иголки.
5. Физкультминутка
— Хлопните в ладоши, если вы услышите правильное вы
ражение. Исправьте неправильное выражение:
Апрель перед мартом. (Март перед апрелем.)
Февраль перед мартом.
Май после апреля.
Перед мартом апрель. (После марта апрель.)
Март после февраля.
Перед январем декабрь.
После февраля январь. (После января февраль.)
— Объясните пословицу:
Март — грозой, апрель — водой, май — травой
6. Выявление многозначных слов, определение
лексических значений многозначного слова
— Отгадайте загадку.
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линейка.)
— Придумайте словосочетания со словом ЛИНЕЙКА так,
чтобы они помогли понять разные лексические значения это
го слова. Сколько словосочетаний можно придумать?
■Лексика»
с
4 занятие
— Запишите словосочетания в тетрадь: косая линейка в
тетради, линейка для черчения, праздничная линейка.
— Послушайте стихотворение.
ХВОСТЫ
Есть хвост у падающих звезд, И у семян бывает хвост, У птиц, у самолета — Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов хвост важней: Они хвостом сражаются!
(Ю. Кориец).
— Назовите многозначное слово? (Хвост.)
— Придумайте словосочетания со словом ХВОСТ так, что
бы они помогли понять разные лексические значения этого
слова. Сколько словосочетаний можно придумать?
— Запишите словосочетания в тетрадь:
звездный хвост (хвост звезды), хвостики проросших семян, хвост животного, хвост самолета.
7. Итог занятия
— Как называются слова, имеющие одно лексическое зна
чение?
— Приведите примеры однозначных слов.
— Как называются слова, имеющие несколько лексичес
ких значений?
— Приведите примеры многозначных слов.
ТЕМА. |
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.
ЦЕЛИ: • формировать умение узнавать слово по толкова-
нию его лексического значения;
• учить работать с орфографическим словарем;
• расширять словарный запас по теме «Органы рас
тений», «Цветы»;
• уточнить временну ю последовательность меся
цев года;
• развивать фонетический анализ и синтез, звуко-
буквенный анализ слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: орфографические словари, кроссворд, предметные картинки: «Ландыш», «Одуванчик», «Василек», «Колокольчик», «Фиалка»; запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ: