Организационный момент
— Сядет тот, кто отгадает загадку, назовет предмет на картинке-отгадке и выделит гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)
Пухом богата, клюв — лопата,
В речке бродит, вперевалочку ходит.
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома— Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту.
Ходит ... (окунь) в глубине, В глубине, на самом дне, Равнодушным круглым оком На меня косится ... (окунь).
(Ю. Вронский)
назовите «лишнюю»? картинка «лишняя»? - птицы.) |
— Посмотрите на картинки,
(Окунь.) Объясните, почему эта
(Окунь — это рыба, все остальные -
— Запомните эту картинку.
2. Запись числа, темы занятия
3. Знакомство с текстом «Кит». Словарная работа
Логопед выставляет картинку, изображающую кита.
— Послушайте стихотворение Б. Заходера «Кит».
КИТ
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
— Поэт говорит: «Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он
и не рыба». К какой группе животных относится кит?
— Послушайте рассказ. (Логопед читает рассказ один раз.)
КИТ
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов.
«Устная связная речь»
С
1 занятие
Раньше на китов охотились и почти истребили их. Теперь охота на китов запрещена.
— Объясните значение слов:
ОКЕАН — это ... (водное пространство, омывающее материки Земли)
ЗООПАРК — это ... (зоологический парк, где живут звери, птицы)
ИСТРЕБИТЬ — ... (убить, уничтожить)
4. Работа с текстом «Кит». Последовательный пересказ с опо
рой на вопросы
На доске план-вопросы:
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
3. Почему китов нет в зоопарке?
4. Почему охота на китов запрещена?
— Дайте полные ответы на вопросы. (Логопед стремится к то
му, чтобы на поставленные вопросы ответили все дети группы.)
— Используя вопросный план, перескажите рассказ. (Пе
ресказывают 2—3 ученика.)
5. Физкультминутка
Дети машут руками, словно крыльями. Дети делают плавательные движения руками. Ходьба на месте. Дети садятся за парты. |
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок.
6. Работа с текстом «Окунь»
— Вспомните, какая картинка была «лишняя» в первом задании. (Окунь.)
—- Объясните, почему эта картинка «лишняя»? (Окунь — это рыба.)
— Послушайте рассказ. (Логопед читает рассказ один раз).
ОКУНЬ
Окунь живет в пресной воде. У окуня есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть. Главная добыча окуня — маленькая рыбка. Враги окуня — это щука, сом, птицы.
На доске план-вопросы:
1. Где живет окунь?
2. Что есть у окуня?
3. Как окунь защищается?
4. Кто главная добыча окуня?
5. Кто враги окуня?
— Дайте полные ответы на вопросы.
— Используя вопросный план, перескажите рассказ. (Пе
ресказывают 2—3 ученика.)
— Сколько предложений в этом рассказе?
— Назовите второе предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить второе предложение?
— Назовите третье предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить третье предложение?
— Назовите пятое предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить пятое предложение?
— Какой вопрос поможет нам вспомнить первое предло
жение рассказа? Назовите первое предложение рассказа.
— Сколько слов в первом предложении? Назовите первое
(3, 2, 5, 4) слово предложения?
— Запишите первое предложение в тетрадь (орфографиче
ская диктовка вслух). Обозначьте предлог. Запишите схему
предложения.
7. Итог занятия
— Что использовали при пересказе текстов «Кит»,
«Окунь»?
— Выучите наизусть стихотворение Б. Заход ера «Кит».
•Устная связная речь»
2 занятие
ТЕМА. Последовательный пересказ текстов с ярко выра-
женной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
ЦЕЛИ: * формировать умения отвечать на вопросы пол-
ным предложением, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки,слова-действия; ■ • развивать фонематический анализ слов, опосредованное запоминание.
ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки,запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ: