Дидактический материал для контроля усвоения учебного материала.

Задание 1. Укажите верный вариант ответа .Успехи в изучении алалии в работах новейшего времени достигнуты благодаря тому, что исследователи широко опираются на критерии:

1) психолингвистические; 2) клинические; 3) психологические; 4) комплексного подхода; 5)лингвистические.

Задание 2. Отметьте ошибочное утверждение. В понятие алалии входит:

1) утрата, распад речи; 2) отсутствие речи; 3) недоразвитие речи; 4) поражение речевых зон коры головного мозга; 5) поражения во внутриутробном и раннем периоде развития ребенка.

Задание 3. Выберите вариант ответа. Современные исследования показывают, что при алалии имеют место повреждения:

1) локальные изменения коры головного мозга; 2) изменения в височно-теменно-затылочных отделах доминантного полушария; 3) диффузные, билатеральные поражения коры головного мозга; 4) изменения в височно-теменных отделах доминантного полушария; 5) изменения в височно- затылочных отделах доминантного полушария.

Задание 4. Укажите верный ответ. Механизм алалии представляет собой:

1) нарушение фонетико-фонематической стороны речи; 2) нарушение фонетической стороны речи; 3) нарушение лексико-грамматического строя речи; 4)системное недоразвитие речи; 5) нарушение фонематических процессов в речи.

Задание 5. Выберите правильный ответ. Классификация алалии на импрессивные и экспрессивные формы принадлежит:

1) Р.Е. Левиной; 2) М. Зееману; 3) Е.Ф. Соботович; 4) В.К Орфинской; 5) В.А. Ковшикову .

 

Задание 6. Найдите правильный вариант ответа. Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное:

 

1) несформированностью языковых операций производства высказывания; 2) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых операций; 3) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности сенсомоторных операций; 4) несформированностью языковых операций производства высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций; 5) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых и сенсомоторных операций;.

Задание 7. Найдите неправильный вариант ответа.В речевую симптоматику при моторной алалии входит:

1) несформированность мотивации общения; 2) недоразвитие высших психических функций; 3) фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи; 4) нарушение номинативной и предикативной функции речи; 5) несформированность операций отбора языковых средств.

 

Задание 8.Исключить ошибочный ответ. Обследование ребенка с алалией и дифференциальная диагностика позволяет разграничить:

1) дизартрические нарушения; 2)нарушения слуха; 3)умственную отсталость; 4) временную задержку речевого развития; 5) нарушения фонетической и фонематической стороны речи.

Задание 9. . Выберите ответ. На начальных этапах работы с моторной алалией формируется:

1) моторная организация речи; 2) фонетическая сторона речи; 3) фонематические процессы; 4) мотивационная основа высказывания; 5) грамматическое конструирование речи.

 

Задание10.. Найдите верный ответ. Основное проявление симптомов сенсорной алалии:

1) ребенок слыщит, но не понимает обращенной речи; 2) ребенок не слыщит, не понимает обращенной речи; 3) ребенок слыщит, понимает обращенную речь; 4) ребенок не слыщит, но понимает обращенную речь.

Задание 11. Из предложенных альтернатив укажите, какие факторы (2) являются характерными симптомами сенсорной алалии:

1) персеверация; 2) интерация; 3) гиперакузия; 4) эхолалия; 5) денервация.

Задание12.Укажите верный ответ. Речь ребенка с сенсорной алалией характеризуется как:

1) повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи; 2) пониженного речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 3) повышенная речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 4) пониженная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи .

Практическая работа по курсу: «Алалия»

1.Определить речевой диагноз:

«Миша П.,

Жалобы: плохо понимает обращенную речь , мало говорит.

Родители здоровы. Беременность не отягощена. На второй день произведено переливание крови в связи с несовместимостью по резус-фактору.

Раннее развитие: держит голову с 4 мес., сидит с 6 мес., пошел к 1,5 годам, первые слова к 2 годам.

При обращении заглядывает в лицо, стремится из ситуации догадаться о чем говорят , спрашивают. Много жестикулирует, обращенную речь почти не понимает. Эхолалическое повторение слов не представляет затруднений. Речевой материал, отработанный на логопедических занятиях, мало используется как средство общения.»

2.Марина П.,

Жалобы: плохо говорит, двигательно беспокойна.

Родители здоровы. Беременность протекала удовлетворительно, но роды семимесячные. Появление слов с 2 лет, словарь набирала медленно , после 3 лет появились фразы.

Осмысление нового материала доступно .Отмечается замедленный темп во всех видах деятельности , затруднено переключение на новый вид деятельности. Импрессивная речь сформирована удовлетворительно. Экспрессивная речь : словарь резко ограничен, структура слов нарушена ,много перестановок. Затруднен плавный переход от одной артикуляции к другой, отсюда дополнительные гласные. Фраза простая ,двухсловная. Рассказа нет».

3.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

«Оля П.,11 лет.

Занимается с логопедом ,активно использует мимику и жестикуляцию, речи избегает. Первые слова появились в пять лет. Сейчас в словаре -20 слов, в основном существительные. Начала повторять искаженно простые слова. Говорит слова в именной форме».

4.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

«Таня К.,8 лет.

Речь с 3 лет, неустойчива , много искажений , «осколков» слов, иногда прибегает к жесту. Появляется фраза .Аграмматизмы: пропуск сказуемых, нарушенный порядок слов в предложении, затруднения в падежных конструкциях, склонениях существительных.»

5.Определить уровень речевого недоразвития ребенка».

«Витя П., 10 лет.

С трудом строит фразу при пересказе. Теряет содержание (путает события и детали). В случаях сложной конструкции фразы допускает аграмматизмы».

6.Определить уровень речевого недоразвития.

«Катя ,9 лет.

Девочки шептают . Дядя запрягает лошадя. Лиса дядя поймал. Мама пришла из работы.»

7.Определить уровень речевого недоразвития ребенка».

«Галя ,11 лет.

Он всегда заболел ,когда надо выступать .Дети пошли в лес за грибами , ягоды собирать. Ссора оставила плохую последовательность».

8.Определить нарушения, возникшие в процессе актуализации слов:

« пар - шшш , коза – мееее,

живот –пупон, свинья – парасюха,

рельсы-полоски, шнурки – веревки, кирпич- кубик».

9.Произвести анализ текста с точки зрения использования языковых средств.

« Шарик.

Масик сай. И сай тук-тук. Сай тук-тук ту-ту-ту. И масик опа- опа. Саик бух. Масик пай, пай, пай.»

 

 

Итоговая диагностическая контрольная работа по курсу: «Алалия»

1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.

2. Объясните термины «алалия», «аграмматизм», «коммуникация», «парафразия», «инфантилизм», «моторная речь», «сенсорная речь», «экспрессивная речь», «импрессивная речь»..

3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литера­туру, ответьте на следующие вопросы:

— с какими причинами могут быть связаны у детей от­ставания в формировании словаря и грамматического строя речи;

— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;

— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?

4. Раскройте содержание понятия «первый уровень не­доразвития речи». Приведите примеры, характеризующие первый уровень недоразвития речи.

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику де­тей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите при­меры.

6. Раскройте содержание понятия «третий уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих двух? Приведите примеры.

7. Раскройте содержание понятия «четвертый уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих? Приведите примеры.

7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимо­действии в работе логопеда, воспитателей, родителей.

8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопо­ставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).

9. Если ребенок «безречевой», какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии? Приведите примеры возможных анамнестических сведений для этих случаев.

10 . Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.

10. Сопоставьте алалию и временную задержку речево­го развития у детей.

11. Расскажите, в каких специальных учреждениях де­ти с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?

12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лек­ций и пособий, основные направления логопедической рабо­ты с детьми, страдающими моторной алалией.

13. То же о детях с сенсорной алалией.

14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умст­венного развития детей, охарактеризуйте особенности лич­ности ребенка с алалией.

15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребен­ка с алалией.

16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых на­рушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).

17. Назовите основные внеречевые и речевые проявле­ния в структуре дефекта при алалии

18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией

19. Какие можно дать рекомендации родителям по вос­питанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.

20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

21. То же о работе при сенсорной алалии.