Курсовые.
1. Характеристика связной речи у детей с моторной алалией.
2. Обследование речи детей с ОНР.
3. Развитие словаря у детей с алалией.
4. Структура речевого дефекта при моторной алалии.
5. Изучение детей с моторной алалией. Дифференциальная диагностика.
Диагностическая контрольная работа по курсу: «Алалия»
Основные сведения об истории изучения алалии.
1. Первоедостаточно ясное упоминание об алалии находим у немецкого врача, основателя логопатологии как науки и выдающегося ее представителя ……….. (…….г). Он кратко описал случаи отсутствия речи у детей, и назвал это расстройство «…………….».
2. Однако приоритет в исследовании алалии принадлежит ……., который в……..г.. впервые представил развернутую картину речевого нарушения высказав суждения об ее этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей.
3. В зависимости от методологического подхода два этапа исследования проблемы:
Первый — с……г. со времени первого развернутого описания ………… алалии по ……….гг. XX в.
Второй этап — с ……..гг. до настоящего времени.
4. Характерным для исследовательского подхода первого этапа …… .
(причины расстройств языкового механизма связывали с ………).
На втором этапе изучения алалии внимание сосредоточилось на выявлении не причинно-следственных связей между …….и ……….расстройствами, а…………… . При этом доминирующими стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения.
5. …….. был родоначальником так называемых «моторных» концепций алалии. При анализе алалии …….. исходил из популярных в то время представлений А. Куссмауля о работе речевого механизма и полагал, что алалия — функциональное нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за состояние речи, главным образом — нарушение центра координации артикулярных движений. Вызывают алалию, по его мнению, наследственные, травматические и психологические влияния. Соответственно такому представлению об алалии предлагались и методы воспитания речи, основную задачу которых авторы видели в развитии у детей………………. .
6. В начале XX в. возникли конкурирующие концепции —……………...
Сторонники их, отмечая действительно имеющиеся у многих детей с алалией разнообразные нарушения психической деятельности, расценивали данные нарушения как патогенные факторы алалии, К этим факторам относили недостатки …….. .Такие авторы ……… .
7. Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является ………….. аспект изучения, представленный в работах …………………. .
8.Дать определение алалии.
9. Отличие «слухонемоты» от «глухонемоты».
10. Причины возникновения алалии.
11. Алалию вызывает комплекс различных причин …….и …….. характера.
12. Основное место в этом комплексе, очевидно, принадлежит вредностям, которые действуют в пренатальный и натальный периоды жизни детей и вызывают у них……………. Возможно, что у большинства наиболее значимым вредоносным фактором является……….., при которой поражаются многие отделы мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей, необходимых для формирования языковой системы.
Наблюдающиеся у многих детей с алалией в ранний период их жизни частые соматические заболевания и разного рода отрицательные социально-психологические влияния, видимо, усугубляют действие предшествующих вредоносных факторов и в совокупности с ними расстраивают процесс усвоения языка.
13. Какие существуют предположения по поводу изучения причин возникновения алалии(авторы).