Методологические вопросы актуарного прогнозирования развития пенсионной системы

АКТУАРНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ДОЛГОСРОЧНОГО

ПРОГНОЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПФР

Стратегическим направлением проводимой реформы является укрепление страховых принципов в пенсионной системе. Это подразумевает переход к исчислению пенсионных прав каждого человека, исходя из уплаченных за него взносов за весь период трудовой деятельности, признание государством финансовых обязательств перед застрахованными лицами и ежегодное

Аркадий СОЛОВЬЕВ

Начальник Управления актуарных расчетов Пенсионного фонда Российской Федерации, доктор экономических наук

Методологические вопросы актуарного прогнозирования развития пенсионной системы

До 2002 г. по старой пенсионной формуле отсутствовала необходимость в экономической оценке государственных пенсионных обязательств и прогнозировании их влияния на финансовую устойчивость пенсионной системы в бу­дущем, их взаимосвязь с накопленными пенсионными правами застрахованных лиц, поскольку собственно экономических обязательств, по сути, не было.

Государство в лице государственного страховщика ПФР гаран­тировало пенсионеру не замещение утраченного источника дохода в объеме страховых взносов, а ма­териальное обеспечение в старости исходя из продолжительности стажа и относительного размера заработка.

На первом месте находились вопросы текущей финансовой обеспеченности пенсионной системы и вытекающего отсюда текущего бюджетного планирования (в предельном случае — краткосрочного прогнозирования). По принципу - сколько собрали страховых взносов — столько и распределили, поделили и выплатили.

Понятно, что такое бюджетное планирование исходя из текущих пенсионных обязательств не позволяет, как говорится, "за деревьями увидеть леса", т.е. оценить скрывающиеся за итоговым балансом причины и факторы сложившегося или предстоящего финансового или социального кризиса.

Однако в страховой пенсионной системе этого недостаточно. Необходимо четкое знание не только текущих, но и будущих пенсионных обязательств, которые жестко обусловлены накопленными пенсионными правами, исходя из размера заработка и установ­ленного страхового тарифа.

В рассматриваемом контексте именно актуарные расчеты позволяют определить:

  • когда и какой объем финансовых ресурсов потребуется, чтобы обеспечить бездефицитное финансирование уже имеющихся обязательств;
  • какой тариф следует устанавливать, чтобы, во-первых, собираемых средств было достаточно для выплаты пенсий в текущий момент; во-вторых, застрахованное лицо могло сформировать себе за период работы достойную пенсию; в третьих, чтобы объемы формируемых в текущий момент пенсионных обязательств в перспективе могли быть профинансированы за счет взносов будущих поколений;
  • как повлияет текущая политика индексации пенсий и пенсионного капитала на изменение объемов пенсионных обязательств в будущем и т.д.

Оценки такого типа возможно получать лишь при использовании актуарных технологий и разработ­ке прогнозов на весь пенсионный цикл от начала застрахованным лицом трудовой деятельности до последнего дня получения им пенсии, т.е. на 55—75 лет.

Таким образом, актуарные расчеты — это экономическая оценка взаимных долгосрочных финансовых обязательств всех участников пенсионной системы.

А саму пенсионную систему и каждое ее изменение необходимо оценивать только относительно всего периода этих обязательств, у нас - это 70 лет (на Западе - 100).

Актуарные расчеты носят специфический характер для каждой страховой пенсионной системы, которая ориентирована не только на выполнение текущих обязательств сегодняшнего дня, а на продолжение своего существования в перспективе и полноценную реализацию пенсионных прав нынешнего поколения застрахованных лиц. По сути, речь должна идти о перманентном государственном контроле с помощью актуарных технологий за сохранением государственных пенсионных обязательств, своего рода государственного пенсионного долга перед застрахованными лицами.

В таком контексте целью актуарных расчетов должно стать обеспечение данного вида контроля за долгосрочной финансовой стабильностью текущих пенсионных обязательств государства. Отсюда вытекает, что актуарные расчеты должны быть не только и не столько вероятностно-статистическим инструментом для вычислений отдельных параметров развития пенсионной системы, а стать внутренне неотъемлемым структурным, составным элементом самой этой системы, все элементы которой неразрывно взаимосвязаны и обусловлены между собой строго исходя из актуарных методов. Только при таких условиях конкретная пенсионная система сможет стабильно функционировать в течение соответствующего периода пенсионного цикла.

Зачастую рекомендациям актуарных расчетов уделяется недостаточно внимания в силу того, что они, определив возможные негативные последствия в долгосрочном масштабе развития, предлагают непопулярные меры для их предотвращения в текущем периоде (например, увеличение тарифа, ликвидация нестраховых выплат и т.п.), которые идут вразрез с конъюнктурными политическими решениями. Однако страховая система не может стабильно функционировать без объективной актуарной оценки долгосрочных последствий современных решений.

В частности, обязательной актуарной оценке и обоснованию должны подлежать ставки страховых взносов в ПФР, размеры индексации пенсий и расчетного пенсионного капитала, продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии, стоимость страхового года и ряд других принципиально важных для пенсионной системы показателей.

Современные методы актуарного оценивания, применяемые в ПФР, позволяют осуществлять:

- прогнозирование численности и структуры застрахованных лиц и пенсионеров;

- текущую оценку и прогнозирование доходов пенсионной системы;

- актуарную оценку объемов пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионных обязательств страховщика;

- текущую оценку и прогнозирование финансового состояния пенсионной системы (сбалансированности бюджета, наличия актуарного дефицита и т.п.).

Переход пенсионной системы на страховые принципы предусматривает систематическое проведение актуарного оценивания государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами в ПФР. Такое актуарное оценивание является объективной необходимостью для каждой страховой пенсионной системы.

В странах с развитой рыночной экономикой и многовековыми традициями обязательного пенсионного страхования актуарное оценивание является неотъемлемой составляющей пенсионной системы, исключительная и безальтернативная функция которой заключается в перманентном экономическом оценивании объема накопленных пенсионных прав застрахованных лиц, эффективности их сохранения, а также в осуществлении жесткого контроля за финансовой обеспеченностью долгосрочных государственных обязательств перед пенсионерами.

Вся мировая практика обязательного пенсионного страхования показывает, что отсутствие в пенсионной системе или игнорирование результатов актуарных расчетов при формировании пенсионной политики как на кратко-, так и на долгосрочную перспективу неизбежно и необратимо приводит к утрате этой системой страховых механизмов, и в последующем — ее "выпадению" из цивилизованных рыночных отношений (говоря простым языком, возврату к уравнительному государственному пенсионному обеспечению "собесовского типа").

Современные актуарные методы, применяемые для регулирования развитием пенсионной системы на рыночных (страховых) принципах, позволяют четко и своевременно отслеживать весь комплекс социальных и экономических последствий (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе) при любых изменениях каждого из регулируемых факторов развития страховой пенсионной системы.

Для отечественной пенсион­ной системы такими регулирующими факторами в настоящее время являются (по значимости):

1. Демографические предпосылки.

2. Формирование рынка труда.

3. Макроэкономическое регулирование социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Требования и условия обязательного пенсионного страхования, установленные действующим пенсионным законодательством России (программы обязательного страхования).

Учитывая, что каждый из перечисленных факторов находится в состоянии постоянного изменения, то актуарное оценивание должно осуществляться систематически и завершаться конкретной актуарной оценкой всех последствий прошедших изменений в пенсионной системе и разработкой конкретных предложений по совершенствованию пенсионной системы.

Современная отечественная практика актуарного оценивания пенсионной системы далеко отстает от требований, предъявляемых к ней в условиях рыночной экономики, поскольку уровень развития пенсионной системы как в секторе обязательного пенсионного страхования, так и в секторе добровольного пенсионного страхования не обеспечивает полноценную реализацию всех принципов обязательного пенсионного страхования.

Закономерным результатом игнорирования требований (условий и предложений), полученных в результате актуарных расчетов, следует считать комплекс негативных последствий последней из проведенных пенсионных реформ (впрочем, как и всех предшествующих пенсионных реформ, направленных на адаптацию российской пенсионной системы к рыночным условиям).

Среди этих негативных последствий на первом месте следует отметить:

• утрату пенсионной системой финансовой независимости по страховым пенсионным обязательствам,

• необратимую потерю пенсионных прав определенных катего­рий застрахованных лиц,

• снижение реального уровня жизни отдельных категорий пенсионеров по мере углубления пенсионной реформы,

• усиление нагрузки пенсионной системы в целом на экономику и др.

Перечисленные негативные последствия пенсионной реформы не относятся к категории непредсказуемых, а являются закономерным следствием недоучета взаимодействия указанных выше объективных факторов, которые определяют развитие любой пенсионной системы (и отечественной — в частности), с одной стороны, и неполной реализации не менее объективных требований принципов формирования пенсионной системы на рыночных принципах — с другой.

Актуарные расчеты, являясь единственным исторически апробированным инструментом решения данной задачи, позволяют определять экономические и социальные границы и условия развития пенсионной системы нашей страны на долгосрочную перспективу, а также безусловные требования к текущей социальной и экономической политике государства, при которых обеспечивается финансовая стабильность пенсионной системы на основе безусловного сохранения накопленных пенсионных прав всех категорий застрахованных лиц.

Таким образом, если сформулировать актуарную задачу исходя из цели пенсионной реформы как необходимость скорейшего завершения формирования в нашей стране страховой (а не бюджетно-распределительной) пенсионной системы, то, во-первых, с помощью актуарных технологий следует определить все основные параметры такой пенсионной системы, жизнеспособной в конкретных социальных и экономических условиях нашей страны на долгосрочную перспективу (полный страховой период - 70-75 лет), во-вторых, обосновать комплекс мероприятий, обеспечивающих корректировку сложившейся к настоящему моменту пенсионной системы по тем параметрам которые не соответствуют базовым страховым принципам, и, в-третьих, разработать программу мероприятий переходного периода, которая позволит "превратить" нестраховую пенсионную систему в страховую. Последнее, в свою очередь, позволит наконец-то решить весь комплекс экономических и социальных проблем, постоянно лихорадящих отечественную пенсионную систему.

Для того чтобы определить комплекс мероприятий для развития пенсионной системы, надо тщательно изучить причины возникновения негативных результатов развития обязательного пенсионного страхования в нашей стране. Как уже отмечалось, пенсионная система России действует, как и в любом государстве, не изолированно от макроэкономики, демографии, положения на рынке труда и непосредственно зависит от этих факторов. Однако до сих пор пенсионная система рассматривалась и реформировалась изолированно от факторов демографической ситуации, положения на рынке труда и перспективных параметров макроэкономического развития.

Какие же параметры определяют развитие макроэкономики, которые должны учитываться в развитии пенсионной системы?

Первый вариант макроэкономического прогноза — это действующие тенденции, действующая структура ВВП и перспективы развития, которые начертало Минэкономразвития Российской Федерации для нашей страны. Они предлагают темп роста заработной платы, темп роста ВВП и среднемесячные показатели и прожиточного минимума и индекса потребительских цен. Это та перспектива, которая нас ожидает при сохранении сложившихся к настоящему моменту экономических тенденций. Самое важное здесь, на мой взгляд, это то, что некоторые тенденции опережающего роста заработной платы в структуре ВВП останавливаются в 20-е годы на уровне 28-29%, и это означает, что мы никогда не выходим на цену живого труда в структуре валового продукта, которая принята в цивилизованных странах.

Второй вариант макроэкономического прогноза предусматривает те минимальные требования, которые должны быть учтены для стимулирования экономического роста в стране.

Исходя из опыта стран с переходной экономикой обоснованно предположить, что доля оплаты труда в структуования экономического роста в стране.

Исходя из опыта стран с переходной экономикой обоснованно предположить, что доля оплаты труда в структуре ВВП должна непременно расти опережающими темпами с тем, чтобы к моменту завершения пенсионной реформы, а это 30-е годы, доля заработной платы в структуре ВВП составляла не менее 40,2%. Соответственно указанным пропорциям должны расти темпы увеличения среднемесячной заработной платы.

Инфляция по предложенному Минэкономразвитием сценарию составит к концу прогнозного периода около 2% (причем начиная практически с 10-х годов — 4%, а с 15 года — 3%), и так она сохраняется на уровне стран развитого капитализма.

Вторая группа факторов — это группа демографических факторов, которые оказывают на нашу систему обязательного пенсионного страхования наиболее жесткое воздействие. Это выражается в тенденции к сокращению численности наемных работников, как это заложено в прогнозе экономического развития нашей страны на указанный период. В результате этого соотношение численности наемных работников становится равным единице, т.е. численность наемных работников приближается к численности пенсионеров как раз к концу переходного периода пенсионной реформы — середине 30-х годов.

Демографический прогноз, который мы предлагаем использовать в актуарных расчетах, связан с существенным изменением демографической политики в нашей стране. Он предусматривает не снижение численности населения, а его рост, не снижение численности наемных работников сектора наемного труда в нашей экономике, а рост наемных работников. Это является очень важным усло­вием с учетом того, если мы хотим сохранить элементы страхования в пенсионной системе.

Для оценки эффективности выбранных сценарных условий предлагается применять три экономических критерия, основанных на реализации страховых принципов развития пенсионной системы: 1) коэффициент замещения трудовой пенсии, который требуется для развития пенсионной системы, 2) финансовая устойчивость пенсионной системы, 3) уровень жизни пенсионеров, определяемый по соотношению пенсий с прожиточным минимумом.

Актуарный анализ долгосрочных перспектив развития пенсионной системы (в условиях сохранения действующего пенсионного и налогового законодательства)