А) Простое словосочетание

Простое словосочетание – разновидность словосочетания, состоящего из двух компонентов, один из которых является главным, опорным компонентом (см.), другой – зависимым компонентом (см.). Примеры: выдавать зарплату, вдали от родины, мощное притяжение, весьма красивый. В простых словосочетаниях выражаются объектные, субъектные, определительные отношения, различные типы обстоятельственных отношений (целевые, пространственные, причинные, отношения меры и степени и т.д.).

Опорный (главный) компонент словосочетания – компонент в составе словосочетания, от которого грамматически зависят все остальные его компоненты. Через опорный компонент словосочетание входит в состав предложения.

Глагольные словосочетания– типсловосочетаний, опорные компоненты которых выражены глагольными словоформами: бежать вприпрыжку, разговариваю с другом, направляясь к парку.

Именные словосочетания – тип словосочетаний, опорные компоненты которых выражены именными частями речи. Именные словосочетания подразделяются на подтипы в зависимости от того, какой именной частью речи представлены их опорные компоненты: словосочетания субстантивные (см.), адъективные (см.), нумеративные (см.), прономинальные (или местоимённые) (см.).

Субстантивные словосочетания –типпростых словосочетаний, опорные компоненты которых представлены именами существительными: прекрасный вид, взгляд искоса, желание учиться.

Адъективые словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами прилагательными (т. е. адъективами): красный от стыда, очень красивый.

Нумеративные словосочетания – простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены именами числительными: пять карандашей, первый из вошедших, семеро смелых.

Прономинальные словосочетания –простые словосочетания, опорные компоненты которых представлены местоименими: мы с друзьями, кто-то из пришедших, о чём-то неизвестном.

Местоимённые словосочетания –то же, что и прономинальные словосочетания (см.).

Наречные словосочетания –простые словосочетания, опорные конпоненты которых представлены наречиями: весьма привлекательно, очень красиво, чрезвычайно сложно, наискосок от дома.

Адвербиальные словосочетания– то же, что и наречные словосочетания (см.).

Компаративные словосочетания –простые словосочетания, опорные компоненты которых выражены компаративами, т.е. прилагательными или наречиями в форме сравнительной степени: выше дома, быстрее лани, белее снега.

Смысловые отношения в словосочетании – те дополнительные абстрактные смыслы, которые возникают в результате установления связи между словами и ради выражения которых создаются словосочетания. Смысловые отношения, возникающие в словосочетаниях описываются с помощью терминов: объектные отношения (см.), субъектные отношения (см.), определительные отношения (см.), обстоятельственные отношения (см.), комплетивные отношения (см.)

Объектные отношенияв словосочетаниивозникают между словом со значением действия, состояния, признака и наименованием предмета (в широком понимании), являющегося объектом, на который направлены или с которым связаны действие, состояние или признак. Объектные отношения выявляются с помощью вопросов косвенных падежей. (болеть – чем? – ангиной; способный – к чему? – к математике; наедине – с кем? – с другом). В зависимости от того, как осмысляется объект, объектные отношения подразделяются на подтипы, наиболее частотными среди которых являются: а) отношения прямого объекта: копать землю, любить родителей; б) отношения орудийного (или инструментального) объекта: копать лопатой, писать ручкой, работать на станке, приехать на поезде; в) отношения адресатного объекта: писать другу, купить (магнитофон) для сына; г) отношения содержания (или делиберативные отношения): заниматься музыкой, думать о поездке, болеть ангиной, учиться танцевать, научиться читать; д) отношения совместности: говорить с детьми, дружить с ребятами, находиться при друзьях, поехать вместе с родителями.

Субъектные отношения в словосочетании– смысловые отношения, реализуемые в словосочетаниях, в которых опорное слово обозначает действие или состояние, а зависимое слово указывает на субъект этого действия или состояния: рассказ учителя, гонимый ветром.

Определительные отношенияв словосочетаниивозникают между наименованиями предметов и их признаков, свойств, качеств. Определительные отношения выявляются с помощью вопросов какой?, чей?, который?:веселый человек, пятый номер, шуба отца, платье в горошек, этот дом, смеющийся человек. Выделяются подтипы определительных отношений: а)качественно-определительные (красный цветок, превосходная затея, яркое солнышко, короткое платье, юбка мини); б)относительно-определительные (молочная бутылка, железная кровать, шуба из норки, девочка с косичками); в) посессивно-определительные (бабушкин халат, сестрина блузка, заячья нора, его ботинки, своя деревня); указательно-определительные (такая мысль, любой вопрос, иной подход, данное предложение); количественно-определительные (первый семестр, двадцатый номер).

Атрибутивные отношения– то же, что и определительныеотношения (см.).

Обстоятельственные отношенияв словосочетанииотражают внутренние или внешние характеристики какого-либо признака, состояния, действия. Обстоятельственные отношения подразделяются на подтипы: образа действия (мило улыбаться, идти медленно), меры и степени (очень красивый, крайне трудно), сравнения (блестеть золотом, смотреть волком), временные (прийти поздно, приехать через год, работать вечерами), пространственные (расположиться у реки, уйти далеко), целевые (бродить без цели, поступить назло), причинные (поседеть от горя, сказать сгоряча), условные (работать при содействии коллег, поддержать в случае опасности), уступительные (сделать вопреки требованиям, не выполнить несмотря на поддержку) и некот. др.

Синкретичные отношенияв словосочетаниикомплексные отношения, т.е. отношения, представляющие собой своеобразный синтез двух (или более) типов отношений, например: отношения сравнительно-определительные (бородка клином), пространственно-определительные: сад при школе, поездка на море и т.д..

Комплетивные отношения – отношения восполнения семантически несамодостаточного главного слова в составе словосочетания. Термин «комплетивные отношения» используется в тех случаях, когда к отношению, выражаемому в том или ином словосочетании, невозможно применить ни один из известных терминов, таких как: объектные, субъектные, определительные, обстоятельственные. Словосочетания с комплетивными отношениями выполняют в предложении роль составного члена предложения: быть учителем, становиться взрослым, казаться веселым, оказаться горячим, стать врачом, начать работать, масса дел, пять книг, четверо друзей, группа студентов, много работы, большинство рабочих, несколько тетрадей и т.д.). При комплетивных отношениях содержательным центром является не опорный, а зависимый компонент словосочетания, поскольку именно он несёт основную семантическую нагрузку.

Сила подчинительной связи – степень необходимости зависимого компонента при опорном слове. Подчинительная связь может быть сильной (или обязательной) и слабой (или факультативной). О понятиях сильная подчинительная связь и слабая подчинительная связь см. в разделе «Синтаксическая связь».

Структурная схема словосочетания – абстрактный образец, по которому конструируется множество однотипных словосочетаний. Структурная схема обозначается с помощью знаков-символов, в которых обобщаются такие синтаксически существенные формальные признаки опорного и зависимого компонентов словосочетания, как: а) часть речи стержневого компонента: б) часть речи и форма зависимого компонента. В структурной схеме используются следующие знаки-символы: N (лат. nomen) – для обозначения имени существительного (нижним цифровым индексом при знаке N указывается падежная форма, например N2 – имя существительное в родительном падеже); V (лат. verbum) – для обозначения глагола в роли стержневого компонента словосочетания; Inf (infinitiv) – для обозначения инфинитива; A (лат. adjectivum) – для обозначения прилагательных и адъктивных форм других частей речи – порядковых числительных, местоимений-прилагательных, причастий; Adv (лат. adverbum) – для обозначения наречия (и деепричастия); Praed (лат. praedicatum) – для обозначения предикативного наречия (т.е. категории состояния); Num (лат. numerativum) – для обозначения количественного числительного; Pron (лат. pronomen) – для обозначения местоимения. Примеры: читать книгу, петь песню – VN4; зелёная трава, наш город, читающий ученик, первый экзамен – AN; вдалеке от дороги, направо от меня– Adv от N2; сумка с книгами, мы с друзьями – N с N5 .

 

Парадигма словосочетания – система всех возможных форм представления словосочетания в составе предложений. Количество членов в парадигме словосочетания зависит от морфологической характеристики стержневого компонента, ср.: наш дом, нашего дома, нашему дому, с нашим домом, о нашем доме; читать книгу, читаю книгу, читаешь книгу, читая книгу, читающий книгу и т.д.

Функциональная характеристика словосочетаний –характеристика словосочетания с точки зрения его функционирования в составе предложения. Выделяются словосочетания синтаксически разложимые (см.) и синтаксически неразложимые (см.).

Синтаксически разложимые (иличленимые) словосочетания –тип словосочетаний, синтаксические компоненты которых в составе предложения выполняют разные синтаксические функции. Примеры: писать письмо, шагать быстро, длинная дорога.

Синтаксически неразложимые (илинечленимые) словосочетания – тип словосочетаний, которые включаются в предложение как единый блок, выполняющий функцию одного составного члена предложения. Примеры: Я не хочу внимать мрачным прорицателям; Старик с добрыми глазами снова заговорил со мной; Большинство присутствующихмолчало.

Порядок компонентов простого словосочетания – линейное расположение компонентов словосочетания. Различаются два типа словопорядка в составе простого словосочетания – прямой порядок (см.) и обратный порядок (см.).

Прямой порядок компонентов простого словосочетания –наиболее обычный­порядок расположения компонентов словосочетания, отвечающий следующим требованиям: а) согласованный компонент располагается перед опорным именем: высокое дерево, прочитанная книга, отцов дом, моя ручка, первые цветы; б) управляемые компоненты располагаются после опорного (управляющего) слова получить зарплату, относиться с уважением, один из нас, красивее всех; в) для примыкающих слов таких общих правил не существует: они могут занимать позицию и перед и после опорного слова. Строгое правило существует только для примыкающего инфинитива: он должен находиться после опорного слова: можно идти, возможность учиться, рад встретиться, люблю читать.

Обратный порядок компонентов словосочетания –такойизменённый порядоккомпонентов словосочетания, при котором линейное положение компонентов словосочетания не отвечает установленным правилам. Обратный порядок компонентов словосочетания может наблюдаться в составе предложений: Задачи затейливые он решать любил (вместо: Он любил решать затейливые задачи).

Контактное расположение компонентов словосочетания –расположение компонентов словосочетания в составе предложения в непосредственной близости друг к другу.

Дистантное расположение компонентов словосочетания – расположение компонентов словосочетания в составе предложения в удалении друг от друга.