Соотношение понятий правоохранительная, правозащитная и правоприменительная деятельность
Охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Признаки правоохранительной деятельности:
правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;
эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;
правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;
меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.
Признаки правоохранительной деятельности:
– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;
– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.
Соотношение понятий правоохранительная, правозащитная и правоприменительная деятельность
правотворческая деятельность — издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;
• правоприменительная деятельность — это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:
а) оперативно-исполнительная деятельность — связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;
б) правоохранительная деятельность — это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
1. Правозащитная деятельность - это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов, и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат -восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.
Правозащитная деятельность требует привлечения определенного комплекса средств, методов и приемов. Государство и его полномочные органы в своей правозащитной деятельности должны опираться только на тот их арсенал, который прямо предусмотрен для этого в конституции и законодательстве. Это условие весьма существенно, поскольку, увлекшись достижением высокого правозащитного результата путем привлечения «неординарных» средств, они могут преступить законные интересы многих, чему в российской истории есть немало свидетельств. Каждый государственный субъект конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет правозащитную деятельность теми методами, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также конституцией (уставом) и законодательством субъекта Федерации.
4Задачи, цели и функции (направления) правоохранительной деятельности.
Задачами правоохранительной деятельности признаются:
1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений,
раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц,
их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказа-
ния, а также розыска без вести пропавших;
3) добывание информации о событиях или действиях, соз-
дающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-
логической безопасности Российской Федерации;
4) надзор за процессом правоприменения;
5) правильное применение закона, обеспечение его верховен-
ства;
6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;
7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение граждан-
ских; уголовных, административных, конституционных дел и иных
подведомственных правоохранительным органам вопросов;
8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания
наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание
осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на
два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняе-
мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и
их объединений;
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых за-
коном интересов местного самоуправления;
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых за-
коном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Фе-
дерации, федеральных органов государственной власти и органов
return false">ссылка скрытагосударственной власти субъектов Российской Федерации;
— общественного строя Российской Федерации;
— установленных системы хозяйства и собственности;
— порядка управления, государственного и общественного
порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов,
предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ-
водстве;
3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подверг-
нут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при-
влечен к ответственности;
Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то
есть цели более высокого уровня:
1) укрепление законности и правопорядка;
2) предупреждение совершения преступлений и иных право-
нарушений;
3) исправление осужденных;
4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точно-
го и неуклонного исполнения российских законов, бережного отно-
шения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда,
уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.