Соотношение понятий правоохранительная, правозащитная и правоприменительная деятельность

Охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;

эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;

правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;

меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.

 

Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

Соотношение понятий правоохранительная, правозащитная и правоприменительная деятельность

правотворческая деятельность — издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

 

правоприменительная деятельность — это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность — связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность — это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

1. Правозащитная деятельность - это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов, и непубличных - институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат -восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

Правозащитная деятельность требует привлечения определенного комплекса средств, методов и приемов. Государство и его полномочные органы в своей правозащитной деятельности должны опираться только на тот их арсенал, который прямо предусмотрен для этого в конституции и законодательстве. Это условие весьма существенно, поскольку, увлекшись достижением высокого правозащитного результата путем привлечения «неординарных» средств, они могут преступить законные интересы многих, чему в российской истории есть немало свидетельств. Каждый государственный субъект конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет правозащитную деятельность теми методами, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также конституцией (уставом) и законодательством субъекта Федерации.

4Задачи, цели и функции (направления) правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений,

раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц,

их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов

дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказа-

ния, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, соз-

дающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-

логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховен-

ства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение граждан-

ских; уголовных, административных, конституционных дел и иных

подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания

наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание

осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на

два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняе-

мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и

их объединений;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых за-

коном интересов местного самоуправления;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых за-

коном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Фе-

дерации, федеральных органов государственной власти и органов

return false">ссылка скрыта

государственной власти субъектов Российской Федерации;

— общественного строя Российской Федерации;

— установленных системы хозяйства и собственности;

— порядка управления, государственного и общественного

порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов,

предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ-

водстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подверг-

нут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при-

влечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то

есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных право-

нарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точно-

го и неуклонного исполнения российских законов, бережного отно-

шения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда,

уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.