Присутствие свидетелей на разводе

 

Шиитские факихи имеют единогласное мнение в том, что в процессе шариатского развода, то есть во время произношения мужчиной формулы развода, необходимо присутствие двух справедливых свидетелей. Без их присутствия развод не будет действителен, даже если муж и жена являются набожными праведниками и расходятся по обоюдному согласию. Тогда как суннитские факихи говорят, что мужчина может дать жене развод, не беря при этом свидетелей. В соответствии с четырьмя суннитскими мазхабами развод будет действителен и без присутствия двух справедливых свидетелей. Здесь необходимо отметить, что сунниты считают обязательным присутствие двух свидетелей при заключении брака, однако шииты не находят их присутствие необходимым при заключении брачного договора. Развестись в соответствии с учением безгрешных шиитских имамов несколько сложнее, чем заключить брак. Для того чтобы развод был действителен необходимо присутствие двух свидетелей, а также женщина при этом должна быть чиста от менструальных кровотечений, и после окончания последних месячных муж не должен вступать с ней в интимную близость. Без соблюдения данных условий развод будет неверен. Несложно догадаться, что соблюдение этих условий в первую очередь направлено на то, чтобы супруги не принимали поспешных решений, а основательно подумали перед тем, как решиться развестись.

Шейх Садук писал: «Знай, что развод не считается совершенным, если женщина не чиста от менструальных кровотечений, если после окончания последних месячных муж вступал с ней в интимную близость, и если при разводе не присутствуют два справедливых свидетеля».[608]

Шейх Туси говорил: «Если развод будет дан в отсутствии двух справедливых свидетелей, то он аннулируется, даже если при разводе будут соблюдены остальные необходимые условия. Однако суннитские факихи не согласны с этим и не считают обязательным соблюдение данных условий развода».[609]

Ибн Идрис Хилли писал: «Верность шариатского развода зависит от соблюдения ряда условий, одним из которых является непосредственное присутствие при процедуре развода двух справедливых свидетелей».[610]

В своих фетвах шиитские факихи в первую очередь опираются на аяты Священного Корана: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока. Ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе. Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения».[611]

По поводу того, к чему относится повеление Аллаха «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», существует три вероятные точки зрения:

1. К фразе «Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока».

2. К фразе «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему».

3. К фразе «Или же отпустите по-хорошему».

Все шиитские факихи придерживаются первой точки зрения, ибо только в этом случае присутствие двух свидетелей приобретает разумное обоснование. Анализ второй фразы показывает, что в ней говорится о праве мужчины на возвращение своей жены, которой он дал развод и которая в данный момент соблюдает идду. Никто из исламских факихов не считает необходимым наличие свидетелей при возвращении. В третьей фразе сказано об окончательном разрыве отношений между мужчиной и женщиной после окончания срока идды, до окончания которой мужчина обязан содержать свою разведенную жену. В этом случае также никто не утверждает об обязательном присутствии свидетелей. Поэтому остается первая точка зрения, которая гласит, что два справедливых свидетеля должны присутствовать при произнесении мужчиной формулы шариатского развода. Об этом же говорится и в многочисленных хадисах от безгрешных имамов. Однажды некий человек в Куфе подошел к Имаму Али (да будет мир с ним) и сказал ему: «Я дал своей супруге развод после окончания ее месячных, после которых не вступал с ней в интимную близость». Имам спросил его: «Взял ли ты при этом свидетелями двух справедливых мужчин, как повелел тебе Аллах?» Человек ответил: «Нет». Имам сказал: «Тогда иди, данный тобой развод недействителен».[612]

Мухаммад ибн Фудайл передал слова Имама Казима (да будет мир с ним), обращенные к Абу Йусуфу – ученику Абу Ханифы: «Никогда религия не основывается на аналогии, к которой прибегаешь ты и твои единомышленники. Всевышний Аллах в своей Книге предписал развод и повелел при этом брать двух свидетелей, пожелав, чтобы они непременно были справедливыми. Он также в своей Книге предписал заключение брака и ничего не сказал о присутствии свидетелей при этом. Вы же считаете необходимым присутствие свидетелей там, где Аллах счел их присутствие необязательным. И находите их присутствие не нужным там, где Аллах счел это обязательным».[613]