Врата иджтихада всегда открыты

 

Мы убеждены: Врата иджтихада[173]открыты во все времена и во всех правовых областях. Любой ученый-правовед (факих), обладающий способностью к иджтихаду, может извлекать правовые положения из источников шариатского права, а затем предоставлять их в распоряжении лиц, не обладающих этой способностью. Иными словами, люди, не способные к извлечению правовых положений из шариатских источников, должны следовать фетвам и решениям ученых-правоведов, являющихся специалистами в праве, знающих об условиях эпохи и особенностях той или иной местности. И следовать необходимо лишь фетвам живых ученых-правоведов. В шариатском праве подобное следование называется «таклид». Однако не нужно забывать, что таклид дозволяется лишь в правовых шариатских положениях, и не дозволяется в вопросах веры. В вопросах веры каждый человек должен сам обладать убежденностью в истинности основных религиозных положений.

 

В Исламе есть ответы на все вопросы

 

Мы убеждены: Нет вопросов, на которые в шариатском праве не было бы ответов. Иными словами, все, в чем нуждается и будет нуждаться человечество до наступления Судного дня, имеется в исламской религии. Порой на эти вопросы даны точные ответы, а порой ответы на эти вопросы вытекают из общих основополагающих правил. Поэтому мы не говорим, что ученые-правоведы устанавливают новые законы и правила, мы говорим, что их обязанностью является извлечение этих законов из источников шариатского права, о которых было сказано ранее. В Священном Коране, а точнее в суре «Трапеза», которая является одной из последних сур, ниспосланных Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род), говорится: «Сегодня Я довел до совершенства (и завершил) вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам».[174] Разве может быть совершенной религия, если в ней нет ответов на все нужды и потребности человечества, нет ответов на все правовые вопросы для любой эпохи?

Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) сказал в своей проповеди при совершении прощального хаджа: «О люди! Клянусь Аллахом, я указал вам все, что приблизит вас к райским садам и отдалит от адского огня. И я удержал вас от всего, что приблизит вас к адскому огню и отдалит от райских садов».[175]

В известном хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Все (все шариатские положения), что Имам Али (да будет мир с ним) оставил после себя, он записал своей рукой (по повелению Пророка), даже выкуп за маленькую царапину».[176]