ГРУППОВОЙ НАМАЗ
(Джама‘ат Намаз)
Джама‘ат Намаз — этo Намаз, в котором участвуют два и более человека. Чем больше людей в нём участвуют, тем больше воздаяния от Аллаха. Вознаграждение от участия в Джама‘ат. Намазе в 27 раз больше, чем отправление одиночного Намаза. (Если бы вознаграждение шло сразу вслед за Намазом и выражалось бы в материальных вещах или деньгах, то можно предположить, что абсолютное большинство людей стремилось бы к Джама‘ат Намазу).
Джама‘ат Намаз является коллективной обязанностью и его необходимо совершать хотя бы частью населения того населённого пункта, где находятся мусульмане. Открытое совершение Джама‘ат Намаза служит одним из критериев того, что в данном регионе существует Ислам. Если на территории, подвластной исламскому правлению, существует селение (город, район), где не совершается Джама‘ат Намаз, то правитель этой страны должен объявить непримиримый бой этому мусульманскому селению (городу, району).
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что если 3 и более человек соберутся вместе и не будут соблюдать Джама‘ат, то ими завладеет сатана, и редко когда кому-либо разрешал отсутствовать на Джама‘ат Намазе. Даже когда Ибн Мактум жаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он слепой и дом его далеко от мечети, и что у него нет подходящего поводыря и спрашивал, нельзя ли ему оставаться дома, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Если слышишь слова азана, то отзовись хотя бы ползком».
Джама‘ат Намаз имеет неоценимое значение для исламского oбщества, он даёт определенный импульс в укреплении имана, Ислама в целом, как гармонично целостной системы поклонения Аллаху Всевышнему. Этот Намаз несёт с собой много позитивных моментов для Ислама, а именно:
1. Указывает на единство всех мусульман независимо от их социального происхождения, расовой или национальной принадлежности.
2. Способствует стиранию всех различий между мусульманами, так как их объединяет цель, ради которой они живут на этой Земле. В Намазе они стоят пред Аллахом, и они для Него одинаковы, как зубья одной расчёски. Различие, которое имеет место между мусульманами, будет определяться только лишь уровнем их богобоязненности.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Истинно, Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше богатство, а смотрит Он на ваши души и ваши деяния».
3. Джама‘ат Намаз воспитывает в мусульманине чувство организованности и повиновения руководителям, соблюдающим законы Ислама.
4. Джама‘ат сближает мусульман, развивает и углубляет в них чувство солидарности, любви, братства, уважения друг к другу, стремления к взаимопомощи.
Учитывая огромное значение коллективного совершения Намаза и других видов поклонения и то, что невозможно одолеть мусульман, пока у них есть сплочённый коллектив, ярые противники Ислама всегда старались и стараются разрушить их единство и создать всевозможные препятствия для его выполнения.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЖАМА‘АТ НАМАЗА
Впереди совершающих Намаз стоит имам — духовное лицо, возглавляющее групповой Намаз. За ним в строгую шеренгу становятся ряды ма‘мумов (совершающих Намаз, следуя за имамом). Муаззин читает икамат, возвещая тем самым о начале обязательного Намаза, после чего имам приступает к Намазу, предварительно укрепив в душе намерение руководить Джама‘ат Намазом в качестве имама. Как только в его душу западает намерение, имам начинает Намаз, громко произнося «Аллаhу Акбар».
Слова такбира служат сигналом для ма‘мумов, и они, в свою очередь, укрепив в душе намерение, совершить Намаз совместно, за имамом приступают к Намазу. Далее имам продолжает последовательно выполнять все рукны Намаза, а ма- ‘мумы повторяют все движения за ним. При этом ма‘мум в своих действиях должен чуть-чуть отставать. В случае, если он намеренно опередит имама в каком-либо действии, Намаз нарушается, а если опередит невольно, то ему необходимо возвратиться, чтобы совершать рукны вслед за имамом. Во время отправления утреннего, вечернего и ночного Намазов сура «аль-Фатихат» и следующая за ней другая избранная сура читаются имамом громко, ма‘мум при этом слушает. Bcё остальное время в Намазе как имам, так и ма‘мумы произносят слова молитвы про себя.
Все такбиры (произнесение «Аллаhу Акбар»), как первый, так и те, которые произносятся при смене рукна, а также «сами‘а Ллаhу...» при переходе в и‘тидаль и «салам», завершающий Намаз, произносятся громко, чтобы было слышно всем совершающим Намаз, во всех пяти Намазах. А ма‘мумы произносят это про себя.
Если Джама‘ат Намаз совершается двумя лицами, ма‘мум становится справа и чуть сзади имама (рис. 11). Женщина должна стоять за спиной имама-мужчины, кем бы она ни доводилась имаму (матерью, сестрой или женой). Когда в Джама‘ат Намазе участвуют три и более человек, то имам становится впереди, а ма‘мумы за спиной имама в строгую шеренгу (рис. 12).
Имам является как бы делегатом к Аллаху от данной группы молящихся. Поэтому имамом должен быть тот, кто наиболее благонравен, богобоязнен, пользуется уважением за свои познания в богословии и жизни, строго придерживается принципов Корана и Сунны.
Азан и икамат читает не имам, а другое лицо, которое называется муаззином.
Женщина, каким бы образованием и качествами она ни обладала, не может быть имамом для группы, в которой есть мужчина. Она может руководить только женской группой.
Опоздание на Джама‘ат Намаз (аль-масбук)
Если ма‘мум опоздал к началу совместного Намаза, он должен спокойно стать в шеренгу молящихся, затем иметь намерение совершить Намаз за имамом, и, произнося «Аллаhу Акбар», включиться в совершение Намаза. После этого он принимает то положение, в котором находится имам, и продолжает вместе с другими ма‘мумами и те рукны, которые он успел захватить. Если опоздавший успел включиться в групповой Намаз до дачи первого салама, то он считается достигшим участия в совместном Намазе. Если опоздавший успел вместе с имамом совершить поясной поклон руку‘ того или иного раката, то данный ракат ма‘муму засчитывается, хотя он и не прочитал суру «аль-Фатиха». Но если ма‘мум успел только к моменту выпрямления имама после руку‘, то данный ракаат ма‘муму не засчитывается.
Опоздавший ма‘мум после того, как имам завершает Намаз, встаёт и восполняет недостающие для себя ракааты.