СОКРАЩЕНИЕ И ПЕРЕНОС НАМАЗА

 

В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся своевременно и как положено совершить Намаз. Такие си­туации могут возникать во время путешествия и в непредвиденных тя­жёлых условиях. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний Аллах, хвала Ему, облегчил условия для совершения обязательных Намазов, а именно: позволил сокращать и переносить обязательные Намазы.

 

Сокращение Намаза (аль-касру)

Сокращение Намаза означает сокращение четырёхракатного На­маза (полуденного, предвечернего, ночного) в два раката вместо четы­рёх, после того, как мусульманин имел на то намерение. Право на со­кращение Намаза даётся путнику, которому предстоит проделать путь не менее 80 км. И это право сохраняется за ним с того момента, как он покинул свой населённый пункт, вплоть до возвращения домой.

Сокращение не распространяется на утренний и вечерний Намазы.

Сокращение Намаза — это милость от Аллаха, Его подарок Своим рабам. В предании говорится, что не было случая, чтобы Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, во время путешествия не со­кратил четырёхракатного Намаза. В хадисе сказано, что Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, говорил:

Это милостыня, которой вас одарил Аллах, примите же Его ми­лостыню.

Исходя из этого, предпочтительнее и весьма желательно пользо­ваться этим правом, ведь Аллах любит, когда применяют Его льготы так же, как любит, когда выполняют Его предписания, как передано в хадисе.

Не имеет значения, как человек отправился в путешествие — пеш­ком, верхом, на самолёте или на другом виде транспорта.

 

Перенос Намаза (аль-джам‘у)

Перенос Намаза — это совершение двух Намазов во время одного из них. Переносить Намаз разрешается путнику, о котором мы гово­рили выше, и лицам, у которых нет возможности своевременно совер­шать Намаз.

Переносить можно предвечерний Намаз на полуденный, хотя время того ещё не наступило, или наоборот, полуденный Намаз отсро­чить к предвечернему и совершить во время последнего, хотя время первого уже истекло, и для них это не будет нарушением. Также можно совместить во времени вечерний и ночной Намазы, перенося время исполнения одного к другому, в зависимости от обстоятельств.

Утренний Намаз переносу и отсрочке не подлежит, его надо со­вершать только в своё время. Нельзя также переносить полуденный и ночной Намазы на утро. Нельзя совмещать предвечерний и вечерний Намазы.

К категории людей, которым разрешён перенос Намаза, можно от­нести:

1. Студентов, если во время Намаза они находятся на занятиях, лекциях, экзаменах и у них нет возможности отлучиться.

2. Солдат, находящихся на службе, заключённых в лагерях и тюрьмах, если и те и другие находятся в тяжёлых условиях, не позво­ляющих своевременно совершить Намазы.

3. Другие экстремальные случаи, предусмотренные Шариатом.