СОКРАЩЕНИЕ И ПЕРЕНОС НАМАЗА
В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся своевременно и как положено совершить Намаз. Такие ситуации могут возникать во время путешествия и в непредвиденных тяжёлых условиях. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний Аллах, хвала Ему, облегчил условия для совершения обязательных Намазов, а именно: позволил сокращать и переносить обязательные Намазы.
Сокращение Намаза (аль-касру)
Сокращение Намаза означает сокращение четырёхракатного Намаза (полуденного, предвечернего, ночного) в два раката вместо четырёх, после того, как мусульманин имел на то намерение. Право на сокращение Намаза даётся путнику, которому предстоит проделать путь не менее 80 км. И это право сохраняется за ним с того момента, как он покинул свой населённый пункт, вплоть до возвращения домой.
Сокращение не распространяется на утренний и вечерний Намазы.
Сокращение Намаза — это милость от Аллаха, Его подарок Своим рабам. В предании говорится, что не было случая, чтобы Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, во время путешествия не сократил четырёхракатного Намаза. В хадисе сказано, что Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, говорил:
Это милостыня, которой вас одарил Аллах, примите же Его милостыню.
Исходя из этого, предпочтительнее и весьма желательно пользоваться этим правом, ведь Аллах любит, когда применяют Его льготы так же, как любит, когда выполняют Его предписания, как передано в хадисе.
Не имеет значения, как человек отправился в путешествие — пешком, верхом, на самолёте или на другом виде транспорта.
Перенос Намаза (аль-джам‘у)
Перенос Намаза — это совершение двух Намазов во время одного из них. Переносить Намаз разрешается путнику, о котором мы говорили выше, и лицам, у которых нет возможности своевременно совершать Намаз.
Переносить можно предвечерний Намаз на полуденный, хотя время того ещё не наступило, или наоборот, полуденный Намаз отсрочить к предвечернему и совершить во время последнего, хотя время первого уже истекло, и для них это не будет нарушением. Также можно совместить во времени вечерний и ночной Намазы, перенося время исполнения одного к другому, в зависимости от обстоятельств.
Утренний Намаз переносу и отсрочке не подлежит, его надо совершать только в своё время. Нельзя также переносить полуденный и ночной Намазы на утро. Нельзя совмещать предвечерний и вечерний Намазы.
К категории людей, которым разрешён перенос Намаза, можно отнести:
1. Студентов, если во время Намаза они находятся на занятиях, лекциях, экзаменах и у них нет возможности отлучиться.
2. Солдат, находящихся на службе, заключённых в лагерях и тюрьмах, если и те и другие находятся в тяжёлых условиях, не позволяющих своевременно совершить Намазы.
3. Другие экстремальные случаи, предусмотренные Шариатом.