Aс-Сахаба (Сподвижники посланника)

Среди основных принципов людей Сунны и общины – чистота сердца и языка в том, что относится сподвижников посланника Аллаха (мир над ним), именно так, как Аллах описал их:

"Те, которые пришли после них (Сахаба), говорят: 'Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты – Кроткий, Милостивый" (aль-Хашр 59/l0).

Повиноваться сказанному посланником, :

"Не ругайте моих товарищей. Клянусь (Аллахом), в Чьей Руке моя душа! Если кто-нибудь из вас истратит золото (сложенное) величиной в (гору) 'Ухуд, это не сравнится и с малой частью любого из них, ни с ее половиной" (аль-Бухари, Муслим, Абу-Дауд,ат-Тирмизи Ибн Маджа, Ибн Ханбал).

(Люди Сунны) принимают то, что Кор'ан, Сунна, и единодушие были принесены им благодаря достоинствам Сахаба и их высокому положению; поэтому они отдают предпочтение тем, кто расходовал (свое состояние) и сражался перед победой – а это договор аль-Худайбийа*[41] – перед теми, кто расходовал и боролся после победы. Они ставят выше мухаджиров (переселенцев) над ансарами (помощниками). Они верят, что Аллах сказал людям Бадра – а их было больше трехсот – "Делайте то, что пожелаете, Я уже простил вам" (Aбу Дауд).

И "они верят, что ни один из тех, кто присягал посланнику, , под деревом[42], не войдет в Ад" (Mуслим), так как посланник, , объявил об этом; и что Аллах доволен ими и они – Им, а их было больше тысячи четырехсот.

Они предназначены Раю, как и все те, кого посланник Аллаха, , определил туда – десятерых сподвижников**, Сабита Ибн Кайса Ибн Шаммаса, и других среди Сахаба.

Они принимают то, что передавалось от халифа правоверных, 'Aли Ибн Аби Талиба (да будет Аллах доволен им), и от других, что лучшие люди этой 'Уммы после ее посланника – это Aбу Бакр; затем 'Умар; третий, 'Усман, и четвертый, 'Aли Ибн Аби Талиб (да будет Аллах доволен ими всеми). Все предания указывали, и все Сахаба (да будет Аллах доволен ими всеми) согласились с данным 'Усману преимуществом из-за его верности (aль-Бай'а), хотя некоторые из людей Сунны спорили, кто из них двоих: 'Усман или 'Aли (да будет Аллах доволен ими обоими) имеет приоритет, после чего они (люди Сунны) согласились дать приоритет Aбу Бакру и 'Умару. Некоторые дали приоритет 'Усману и молча считают 'Aли четвертым. Однако некоторые дали преимущество 'Aли. А остальные остались нейтральными. Но люди Сунны приняли приоритет 'Усмана, даже хотя этот вопрос – вопрос о приоритете 'Усмана и 'Aли – не принципиальный. Большинство людей Сунны не считает несогласие в этом вопросе как заблуждение. Скорее, этот дело из области "Вопросы халифата", где считается, что несогласный человек находится в заблуждении.

Ахль ас-Сунна считают, что халиф после посланника Аллаха, , – это Aбу Бакр; затем 'Умар; после него 'Усман, затем 'Aли, и кто оспаривает халифат любого из этих имамов, поистине, в большем заблуждении, чем осел.

Ахль ас-Сунна не делают предметом своего выяснения то, что случилось между сахабами из-за их разногласий, и им следует говорить: часть преданий, которая рассказывает об их ошибках, неправда, и некоторые из них добавлены или исключены, или искажены; а от той части, которая правдива, они свободны, выражали ли они свое собственное мнение и были правы, или же их мнение было неправильным.

Ахль ас-Сунна не считает любого из Сахаба непогрешимым в совершении смертных грехов или небольших грехов, кроме того, что они подвержены совершению обычных правонарушений. Тем не менее, им принадлежит преимущественное право в принятии Ислама и в совершении добрых деяний, которые смягчают им прощение того, что они могли бы совершить, до такой степени, что их проступки им прощаются. Те же самые правонарушения не прощаются тем, кто пришел после них, потому что они (aс-Сахаба) имеют такой запас добрых деяний, которые стирают плохие деяния, а такого запаса поколения после них не имеют. Это подтверждено словами посланника, :

"Они – лучшее из всех поколений" (aль-Бухари и Муслим), и "Малая доля милостыни любого из них лучше груды золота размером в гору 'Ухуд, которую отдаст тот, кто придет после них" (aль-Бухари и Муслим).

Более того, если кто-нибудь из них (aс-Сахаба) совершил какое-нибудь из преступлений, несомненно, что он раскаялся в нем, или он совершил добрые деяния, которые стерли ему этот проступок, или он был прощен благодаря принятию Ислама с начала его распространения или по ходатайству Мухаммада, , с тех пор как они заслужили его ходатайство, или бедствие, обрушившееся на него в этом мире, покроет ему это правонарушение. Но если это касалось серьезных преступлений, что тогда можно было бы сказать относительно тех вопросов, в которых они были муджтахидами (формулировали независимое решение в юридических или богословских делах)? Если они правильны в их иджтихаде, они получат двойную награду, а если они сделают промах, они получат одну награду, а промах им будет прощен.

Далее, количество их нежелательных деяний незначительно в сравнении с их добродетелями, их достоинство – вера в Аллаха и Его посланника, , джихад на Его Пути, Хиджра (переселение) из Mекки в aль-Mедину, поддержка посланника, , и веры, ценное знание и добрые деяния. Кто объективно изучает жизнь Сахаба, с проницательным пониманием того, какими добродетелями одарил их Аллах, без сомнения откроет, что они лучшие люди после посланника, , что никогда не было и не будет таких, как они и, поистине, они избранное поколение 'Уммы, которое есть лучшее из всех народов и самое почитаемое пред Аллахом Всевышним.