Основные типы рынка
Характерная черта | Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия (барьеры) входа/выхода на рынок |
Чистая конкуренция | Очень большое | Стандартизи-рованный | Отсутствует | Очень легкие, барьеры отсутст- вуют |
Чистая монополия | Одна | Уникальный | Значительный | Вход/выход блокирован |
Монополисти-ческая конкуренция | Много | Дифференци-рованный | Некоторый, но в довольно узких рамках | Сравнительно легкие |
Олигополия | Несколько | Стандартизи-рованный или дифференци-рованный | Ограниченный взаимозависимо- стью, значитель- ный при тайном сговоре | Наличие сущест-венных препят-ствий |
парикмахерской. В данном случае конкурентами выступают два магазина, относящихся к одному формату торговли.
Межтиповая конкуренцияформируется в том случае, если различные типы предприятий розничной торговли предлагают одинаковые товарные линии и борются за получение лимитированного количества денег потребителей. Такая ситуация наблюдается на рынке розничных услуг в Москве, где дискаунтерные сети все больше «оттягивают» потенциальных покупателей с мелкооптовых рынков.
Рассмотренные виды конкуренции характеризуют осознанный выбор потребителем места приобретения. Однако существуют и другие ситуации. Например, потребитель обычно покупает открытки и конверты на почте. Но однажды, делая покупки в супермаркете, потребитель замечает стенд с открытками и решает на этот раз приобрести их в магазине. Это разовое решение проблемы, так как покупатель, как правило, продолжит приобретать конверты и открытки на почте, лишь изредка прибегая к помощи супермаркета. Данную конкуренцию называют перехватывающей,или отклоняющей,и, как видно, она свойственна покупателям с низким уровнем лояльности к определенной точке продаж.
Рынок розничной торговли очень динамичен, поэтому важно знать закономерности и этапы развития технологий и форматов торговли.