ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
МАРКЕТИНГ
РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ
Теория и методология
ЭКОНОМИКА
Www.economizdat.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 4
§ 1. Трансформация комплекса маркетинга в сфере услуг. 4
§ 2. Особенности комплекса торгового маркетинга. 9
ГЛАВА 2 ПРОДУКТ В ТОРГОВОМ МАРКЕТИНГЕ.. 12
§ 1. Мультиатрибутивная модель торговой услуги. 12
ГЛАВА 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ТОРГОВОМ МАРКЕТИНГЕ.. 18
§ 1. Процедура выбора месторасположения предприятия розничной торговли.. 18
§ 2. Распределение в торговом зале. 27
§ 3. Мерчандайзинг. 31
ГЛАВА 4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВОМ МАРКЕТИНГЕ.. 33
§ 1. Цели ценообразования и влияющие на него факторы.. 34
§ 2. Стратегии ценообразования в розничной торговле. 38
§ 4. Оценка и контроль ценообразования в розничной торговле. 44
ГЛАВА 5 ПРОДВИЖЕНИЕ В ТОРГОВОМ МАРКЕТИНГЕ.. 46
§ 1. Методы продвижения в торговом маркетинге. 46
§ 2. Разработка рекламной кампании в розничной торговле. 50
ГЛАВА 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА ТОРГОВОГО МАРКЕТИНГА.. 58
§ 1. Контактный персонал в торговом маркетинге. 58
§ 2. Атмосфера магазина как материальное доказательство. 61
ГЛАВА 7. СЕГМЕНТАЦИЯ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 63
§ 1. Сегментация базового рынка. 63
§ 2. Выбор целевого сегмента. 66
§ 3. Позиционирование предприятия розничной торговли. 69
§ 4. Брэндинг в розничной торговле. 70
ГЛАВА 8 ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ.. 74
§ 1. Модели покупательского поведения. 75
§ 2. Мотивация покупателей. 77
§ 3. Процесс выбора магазина и совершения покупки. 79
ГЛАВА 9 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 82
§ 1. Типы конкуренции. 82
§ 2. Теории развития конкуренции в розничной торговле. 83
§ 3. Виды конкурентных преимуществ магазина. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 90
Приложения. 91
ГЛОССАРИИ.. 94
ЛИТЕРАТУРА.. 97
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основное различие прикладных сфер применения маркетинга, а следовательно, и его видов заключается в характере взаимодействия субъектов с рынком и определяется такими элементами, как продукт, потребители и производители.
Торговый маркетинг охватывает рынок товаров и услуг но их продаже конечному потребителю для личного пользования. В роли специфического продукта в торговом маркетинге выступает розничная торговая услуга. В настоящее время розничные торговые услуги весьма разнообразны, и основное их отличие состоит в методе их оказания конечному потребителю. Сфера применения торгового маркетинга ограничивается взаимоотношениями предприятий розничной торговли и населения. Специфические способы оказания розничной торговой услуги — продажа товара на дом посредством использования Интернета, телефона, прямых продаж и т.д. — входят в сферу использования узкопрофилированных видов маркетинга, таких, как интернет-маркетинг, прямой маркетинг, телемаркетинг и др., которые в сущности являются разновидностями торгового маркетинга.
В монографии изложены важнейшие вопросы, связанные с осуществлением маркетинговых функций на предприятии розничной торговли. Получили освещение:
— характеристика рынка розничных торговых услуг, а также субъектов данного рынка;
— инструментарий торгового маркетинга и особенности его применения;
— специфика конкуренции на данном рынке и способы приобретения конкурентных преимуществ;
— процесс покупки и модели поведения потребителей розничных торговых услуг.
Рассматриваемые проблемы тесно связаны с вопросами распределения в торговом маркетинге, а также проблемами внедрения технологий мерчандайзинга.
Автор выражает благодарность за неоценимые советы при написании книги профессорам института Маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова Соловьеву Б.А., Розановой Т.П., Мусатову Б.В.
Искреннее спасибо профессору Сейфуллаевой М.Э. за помощь в подготовке к изданию этой книги.
И, конечно же, большое спасибо моей жене Людмиле и сыну Александру за терпение и поддержку.
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Основой принятия решений хозяйствующим субъектом, способом их систематизации и упорядочения является комплекс маркетинга. Комплекс маркетингапредставляет собой набор маркетинговых инструментов, использование определенной комбинации которых векторно направляет маркетинговые усилия предприятия на целевом рынке. Сочетание различных средств маркетинга подбирается так, чтобы достигалось их оптимальное воздействие в рамках выбранной цели. В различных областях экономики комплекс маркетинга претерпевает определенные изменения, вызванные особенностями каждой из них.
Изменения в комплексе маркетинга отражают гибкость маркетингового подхода к решению конкретных задач и проблем бизнеса, выработке и достижению поставленных целей, что делает неизбежной трансформацию традиционных элементов комплекса маркетинга, а также может привести к появлению его новых составляющих.
Для наглядности рассмотрим особенности трансформации комплекса маркетинга в таких областях экономики, как сфера услуг и розничная торговля.