Билет 15.Теория фирмы: технологический и институциональный подход. Общие, специф и интерспецифические активы. Фирма как сеть долгосрочных отношенческих контрактов.

Фирма – организация, владеющая предприятием (-ями) с целью получить прибыль.

Технологический(функциональный).центр.проблема- условия максимизации прибыли, опред оптим размера фирмы.Исслед-ся -эффект масштаба, произв функция.

Институциональный (рональд коуз). Центр проблема-объяснение причин возникновения фирмы, закономерностей ее развития.Исслед-ся -трансакционные издержки, ассиметричность информации, специфичность ресурсов, контракты.

ОБЩИЕ АКТИВЫ– их ценность равна для использования и внутри данной фирмы, и для рынка (например, бензин стандартной марки для НПЗ).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКТИВЫ в фирме оцениваются выше, чем на рынке (например, программист хорошо знает специальный софт для данной фирмы).

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКТИВЫ являются уникальными только в рамках данной фирмы, а вне фирмы они даже могут не найти рыночной оценки (например, специалист, создающий графические иллюстрации именно для одной книги).

Фирма – сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками интерспецифич активов с целью минимизации трансакц издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов. Поскольку мы имеем дело с непрогнозируемым количеством вероятных ситуаций, предусмотреть которые заранее невозможно, природу фирмы можно характеризовать как долгосрочный неполный контракт.