Экономическая сущность совместного предприятия и его роль в рыночной экономике
В настоящее время совместное предприятие необходимо рассматривать как:
- организационную форму обслуживания иностранных рынков, преимущества СП при оценке альтернативных способов проникновения на рынок;
- результат роста влияния государства-реципиента на политику ТНК, СП – наиболее эффективная форма привлечения иностранного капитала;
- международную межфирменную систему, организованную на основе технологической связи;
- способ ограничения влияния нестабильности рынка на производственный процесс;
- средство концентрации усилий предприятий и монополизации отраслей;
- форма международной межфирменной кооперации, на основе объединения собственности, разделения рисков, прибылей и совместного управления;
- средство достижения стратегических целей; особенности сотрудничества включают возникновение новой компании и взаимное влияние партнеров друг на друга и на СП.
Особенности деятельности совместного предприятия заключаются в следующем:
– в процессе создания и хозяйствования СП взаимодействуют предприятия различных стран;
- сотрудничество оказывает влияние на стратегическое положение субъектов кооперации;
- результатом межфирменной кооперации является появление нового предприятия;
- СП объединяет взаимодополняющие и однородные ресурсы предприятий;
- объединение ресурсов и их особенности создают основу для разделения прибылей/убытков, управленческих функций и рисков деятельности.
Обычно СП существует в двух видах:
- предприятия совместного владения;
- акционерные совместные предприятия.
Экономический смысл создания СП состоит в возможности интеграции конкурентных преимуществ нескольких предприятий и представляемых ими стран. Методология СП сходна с основными типами прямых иностранных инвестиций (ПИИ); однако, если последние представляют в общем-то равноправные тенденции международных экономических отношений, то создание СП обусловлено двумя основными группами мотивов: борьба за основные рынки сбыта и сырья и ограничение конкуренции (ПИИ)-поиск рынков и ресурсов) и интеграции конкурентных преимуществ предприятий / стран (ПИИ-поиск созданных активов и эффективной структуры).
Первый тип СП используется крупными ТНК во взаимоотношениях с фирмами-конкурентами на мировом рынке (в этом случае СП становится легальным органом для выработки единой линии поведения) и для ограничение конкуренции на местном рынке при наличии протекционистских мер правительства (в этом случае средства потенциальных конкурентов оттягиваются в СП и ТНК впоследствии действует комиссия, регулирующая концентрацию производства, происходящую в том числе и через совместные предприятия.
Экономический смысл СП полностью реализуется во втором типе совместных предприятий, когда сотрудничают равноправные партнеры и главная цель интеграции их деятельности – повышение конкурентоспособности предприятий. В большинстве случаев СП данного типа возникают как результат развития межфирменной кооперации, интенсивность и расширение масштаба которой обусловливает необходимость появления новой, более сложной организационной структуры.
По данным ООН наиболее частым мотивом преобразования кооперационных соглашений в СП является расширение и диверсификация видов деятельности. Большая часть контрактов о промышленной кооперации, вовлекающей производство, основывается на лицензиях, которые включают ограничения по объемам производства, рынкам сбыта и использованию торговых марок. Создание же СП позволяет значительно расширить спектр видов деятельности, связанных с производством: совершенствование продукции на основе совместного ведении исследований и разработок, маркетинг, постпродажное обслуживание. Эти соображения легли в основу решения японского Фуджитсу Фанук Лимитед о расширении и преобразовании производственных, продажных и лицензионных соглашений с болгарскими предприятиями в СП. Созданное с торговой фирмой Машиноэкспорт и двумя болгарскими производственными предприятиями СП «Фанук Машинекс Лимитед» обеспечило новую структуру для расширения деятельности, осуществляемой четырьмя партнерами. В результате сотрудничество расширилось до совместного ведения исследований и разработок, производства более широкой номенклатуры продукции и сервисного ее обслуживания.
Часть кооперационных соглашений преобразуется в СП для осуществления крупномасштабного производства сложной продукции, а также для расширения объема и номенклатуры выпускаемой продукции. так, 15 крупных компаний, включая «Боинг», «Контрол Дата», «Ханивелл», «Диджитад Еквипмент», «Кодак», «Локхид», «ЗМ», «Мотролла», «Нешнл Семикондактор», «Роквелл», объединили свои ресурсы в СП МКК («Мискроэлектронная компьютерная корпорация») с целью разделения затрат на разработку технологий производства полупроводниковых материалов, компьютеров и программного обеспечения для улучшения собственных стратегических позиций и эффективной конкуренции с японскими фирмами. В 1987 г. было создано подобное СП «Сематек» с участием четырнадцати высокотехнологичных компьютеров, способных конкурировать с последними достижениями японской промышленности.
СП используются также в создании формальной структуры для передачи сложных патентованных технологий. Западные производители новейших продуктов не расположены к передаче технологий производства конечной продукции. Лицензионное производство такой продукции требует передачи большого количества не только патентованных технологий, но и других производственных ноу-хау. Другим препятствием к крупномасштабной передаче лицензионных технологий является необходимость для западного партнера контролировать качество конечной продукции. контроль простирается до адаптации продукции к требованиям конкретных потребителей, что в большинстве случаев может осуществить только собственник технологии. Поэтому в таких случаях используется, как правило, промышленная кооперация, когда каждый партнер специализируется на производстве определенной части продукции, которая затем собирается в конечный продукт. Для осуществления же интеграции производственных процессов создается новая организационная структура – совместное предприятие.
Создание совместного предприятия может явиться предпочтительным способом выхода на внешний рынок по следующим причинам:
1. если фирма испытывает недостаток финансовых, технологических, управленческих и других ресурсов для самостоятельного освоения зарубежного рынка;
2. если по политическим и экономическим мотивам правительство не допускает на свой рынок зарубежные фирмы или филиалы без участия местного капитала;
3. когда компании по экономическим соображениям выгоднее объединиться с иностранной фирмой для совместного производства продукции, продажа которой обеспечит компании высокие прибыли благодаря низкой стоимости используемых местных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.).
Создание СП позволяет компаниям полностью использовать преимущества интернационализации предпринимательства, убирает любые барьеры для выхода фирмы на иностранные рынки (табл.7.1).
Таблица 7.1.
Преимущества интернационализации предпринимательства
№№ | Преимущество | Особенности |
Преимущества собственности | Возникают благодаря наличию в собственности предприятия более производительных ресурсов по сравнению с ресурсами фирм-конкурентов (созданные активы, реальные ресурсы) | |
Преимущества интернационализации | Обусловлены формированием системы связей географических рассредоточенными филиалами, позволяющими, например, использовать механизм трансфертного ценообразования, снизить транспортные издержки, получить опыт международного предпринимательства, использовать стимулы страны базирования | |
Преимущества интернализации | Обусловлены монополизацией бизнес-среды ТНК, позволяющей снижать стоимость ресурсов и повышать стоимость продукции, уменьшать трансакционные издержки | |
Преимущества расположения | Обусловлены возможностью доступа ТНК к наиболее привлекательным рынка ресурсов и сбыта, использованием стимулов страны-реципиента |
Влияние СП на стратегическое положение партнеров может оцениваться по следующим направлениям:
- изменение уровня стратегических капиталовложений (привлечение дополнительных капиталовложений, разделение расходов, эффект синергии);
- повышение эффективности текущего потенциала фирмы (изучение новых методов управления, организация обучения персонала, ограничение конкуренции, экономия масштабов и т.д.);
- изменение стратегии роста фирмы.
Использование СП позволяет предприятиям обеспечить оптимальный уровень стратегических вложений в определенной области. В первую очередь это происходит за счет перераспределения ресурсов партнеров в пользу СП и их концентрации. Кроме того, благодаря эффекту синергии – «разнице между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов использования этих факторов» -- повышается эффективность капиталовложений в СП по сравнению со среднеотраслевой эффективностью. Именно благодаря последнему СП приобрели такую универсальность и могут использоваться практически в любой стране и любыми предприятиями. И, что примечательно, СП между фирмами-конкурентами преобладают: по некоторым данным, их количество составляет более 71 % соглашений о международной кооперации, тогда как доля вертикальных СП (отношения типа «покупатель-продавец») составляет около 14 %.
Однако при всех преимуществах использования СП для выхода и присутствия на зарубежном рынке имеет свои проблемы, основными из которых являются следующие:
1) между партнерами в СП могут возникнуть противоречия, связанные с различными точками зрения на использование прибыли предприятия, методов управления и осуществления деятельности, основные направления инвестиций и др.;
2) необходимость тесного партнерства при создании и финансировании совместного предприятия может затруднить осуществление транснациональной корпорацией собственной, универсальной для всех стран производственной и маркетинговой политики.
Отношение к иностранным инвесторам стало в последнее время либеральное. Это связано, в первую очередь, с тем, что правительства осознали ведущую роль ведущую роль ТНК в стимулировании экономического роста; кроме того, мировой спрос на капитал значительно превышал предложение. Государства пытаются облегчить доступ иностранных инвесторов на местный рынок и повысить привлекательность капиталовложений, в том числе и совершенствуя законодательство. По данным ООН в период с 1995 по 2000 гг. в среднем 50 стран вносили изменения в инвестиционные режимы, число таких изменений в сторону либерализации колебалось от 76 до 106 в год, в сторону контроля – 2,3 % общего их числа.
Общая тенденция к либерализации административного регулирования иностранных инвестиций нашла отражение в разрабатываемом международными организациями генеральном соглашении о ПИИ. Оно устанавливает основные нормы регулирования иностранных инвестиций и должно дополнить существующее соглашение о тарифах и торговле. В соответствии с соглашением страны-участницы исключают из национальных инвестиционных режимов ограничения по отраслям, в которых могут действовать иностранные инвесторы, по доле иностранной собственности в предприятиях-резидентах; предпочтения отдельным нациям или регионам; отменяются такие требования к деятельности иностранных инвесторов, как содержание местного сырья и полуфабрикатов в конечной продукции, доля экспорта в торговых операциях, вклада в платежный баланс, требования к национальности управляющих и национальной структуре рабочей силы. В соглашении предполагается включить положения о прозрачности национального законодательства, защите инвестиций со стороны государства, принципах перемещения прибылей и вложенного капитала; предлагается унифицировать требования к поведению предприятий: действиям по ограничению конкуренции, защите окружающей среды, занятости, оценке переданных технологий; процедурные вопросы – порядок изучения и одобрения предложений по инвестированию, порядок разрешения споров, возможные санкции.
В заключение следует отметить, что значительная часть национального законодательства по иностранным инвестициям в большинстве стран посвящена деятельности совместных предприятий, поскольку этот вид международного экономического сотрудничества является наиболее продуктивным для экономики принимающей страны. На микроуровне интеграции с более экономически развитыми партнерами обеспечивает доступ к новым производственным и управленческим технологиям, расширение и диверсификацию производства. Влияние деятельности СП на макроуровне проявляется, в первую очередь, в распространении внутри экономики знаний и опыта иностранного партнера, что стимулирует увеличение созданных активов страны и укрепляет ее конкурентные преимущества в глобальной экономике.
7.3. Бизнес-план и маркетинговая программа совместного предприятия
В Республике Беларусь разработаны рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1999 г. N 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования».
Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам Государственной программы импортозамещения), представляемых в соответствии с действующими в республике нормативно-правовыми актами на рассмотрение органам государственного управления всех уровней.
Согласно этому документу, в структуру бизнес-плана входит 12 разделов (табл.7.2).
Важной частью бизнес-плана выступает план маркетинга (маркетинговая программа), в котором определяются приоритетные цели и действия по мере вхождения на рынок. Маркетинговая программа составляется и на совместном предприятии. В данном разделе указываются:
- анализ и оценка рыночных возможностей;
- маркетинговая среда;
- набор контролируемых переменных, с помощью которых обеспечивается нужная реакция рынка (товар, цена, сбыт и продвижение);
- подготовка персонала;
- оценка эффективности затрат.
Таблица 7.2.
Структура бизнес-плана
Номер | Наименование раздела |
Первый | Резюме |
Второй | Характеристика предприятия и стратегия его развития |
Третий | Описание продукции (услуги) |
Четвертый | Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга |
Пятый | Производственный план |
Шестой | Организационный план |
Седьмой | План реализации проекта |
Восьмой | Инвестиционный план |
Девятый | Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности |
Десятый | Показатели эффективности проекта |
Одиннадцатый | Юридический план |
Двенадцатый | Информация о разработчике бизнес-плана |
Кроме того, излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Анализ рынков должен включать:
1. общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размера;
2. долю предприятия на разных рынках;
3. динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем;
4. основные факторы, влияющие на изменение рынка;
5. основные требования потребителей к продукции (услуге);
6. оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;
7. технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции (услуги);
8. преимущества предприятия перед конкурентами.
Для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования, выдвигаемые страной-импортером. Кроме того, в отдельной таблице приводится перечень имеющихся контрактных и предконтрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-потребителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.
Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражается:
1) стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);
2) расчет и обоснование цены с учетом соответствующего законодательства и политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегмента рынка;
3) обоснование правильности выбора стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и т.д.);
4) тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);
5) политика по послепродажному обслуживанию (предприятием на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;
6) оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;
7) обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
8) план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы реализации.