Роль и значение услуг в развитии экономики

Традиционное деление экономики в индустриальном обществе на производственную и непроизводственную сферы в постиндустриальном обществе дополняется так называемым третичным сектором, т.е. сферой услуг, которая по своей значимости в экономически развитых странах не уступает отраслям материального производства. Уже в конце 80-х годов 20 века доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран приблизилась к 70 % и продолжает расти в настоящее время (рис.1.1).

 

 

 


Рис.1.1. Принципиальная модель основных сфер

человеческой жизнедеятельности

 

В данной модели:

- институциональная сфера включает все институты государственного управления от высших органов власти до местного самоуправления;

- производственная сфера включает все формы организации производства материальных благ;

- социальная сфера включает все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей;

- сфера услуг включает все виды производства самых разнообразных услуг.

Таким образом, сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг.

Нередко оценки и роли значения сферы услуг в современной экономике расходятся из-за различий в понимании экономической природы услуг и сферы их распространения. Достаточно популярным среди маркетологов стало определение услуг, предложенное Ф. Котлером: «Услуга – любое мероприятие или выгоды, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».

Нетрудно заметить, что Ф. Котлер акцентирует внимание на основополагающих свойствах услуги – неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость. Кроме того, указывается на то, что услуга:

- обладает полезностью для кого-то, кто ее не производит;

- становится полезностью в процессе обмена видами деятельности (это относится преимущественно к услугам, имеющим товарную форму);

- носит преимущественно утилитарный характер, т.е. чаще всего связана с обеспечением общих условий производства и жизнедеятельности человека.

Именно последнее свойство услуги положено в основу характеристики ее экономической природы, которую дают авторы Толкового экономического и финансового словаря: «Содействие удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество». При это, на первый взгляд, допускается некоторая неточность, так как по умолчанию исключаются услуги, имеющие абсолютную ценность, т.е. самоценные услуги (большинство произведений искусства, культуры и т.п.).

Впрочем, этот момент устраняется, когда дается развернутый перечень услуг:

- личные услуги;

- интеллектуальные услуги;

- представление жилья, к этой категории можно также отнести деятельность по содержанию гостиниц и ресторанов;

- средства связи;

- финансовые услуги;

- общие услуги, обеспечивающие защиты общества и соблюдение порядка в отношениях между членами.

Маркова В.Д. выделяет пять типов услуг:

1. производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание оборудования и т.д.;

2. распределительные – торговля, транспорт, связь;

3. профессиональные – банки, страховые, финансовые и другие;

4. потребительские (массовые) услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;

5. общественные – телевидение, радио, образование, культура.

В международной статистике учитываются следующие группы услуг:

- фрахт, включая страхование, портовые сборы и услуги;

- другие транспортные услуги;

- туризм;

- прочие услуги.

Услуга – объект продажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезный эффект. Примерами услуг могут быть чистка одежды, доставка на дом товара, билетов, продуктов. Сдача объектов в аренду, оказание юридических и других консультаций.

Услугам свойственны четыре отличительные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ:

- неосязаемость – услугу нельзя увидеть, попробовать на ощупь, услышать, увидеть до момента приобретения;

- неотделимость от источника – врач ставит диагноз больному. Диагноз невозможен без присутствия врача;

- непостоянство качества – качество услуги во многом определяется состоянием источника, уровнем его квалификации, настроения;

- несохраняемость – услуги нельзя хранить.

В табл.1.1 представлена общая классификация услуг.

Таблица 1.1.

Классификация услуг

Классификационный признак Виды услуг
Экономическая природа Абсолютные Утилитарные
Назначение Личные Коллективные
Сфера распространения Производственная сфера Непроизводственная сфера
Степень коммерциализации Коммерческие Некоммерческие
Форма организации Государственные Негосударственные
Способы производства Чистые Смешанные
Уровень абстракции Идеальные Реальные
Экстернализм Общественные блага Частные блага

Исходя из представленной классификации услуг, определены основные классы услуг (табл.1.2).

Таблица 1.2.

Основные классификации услуг

Основные классы услуг Сферы услуг
Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами

 

Количество видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоящее время имеют туризм, транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Расширяется и доля секторов финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования. Оно охватывает от 12 до 29 % от всего объема экспорта развитых стран. На сектор информационных услуг приходится около 20 % акционерного капитала США, 18 % -- Великобритании, 14 % -- Швеции, 11 % – Германии, 8 % -- акционерного капитала Японии.

Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Кроме этого, значимость услуг определяется не только их вкладом в создание рабочих мест, но и тем, что многие виды деятельности, не имеющие самостоятельного значения для конечных покупателей, по существу являются услугами, которые потребляются промежуточными покупателями, такими как отделы и подразделения организаций.

По сравнению с 2006 г. отмечен рост в Республике Беларусь: ВВП – на 8,1 %; производства промышленной продукции – на 8,5; розничного товарооборота – на 15,3; оказано платных услуг населению почти в 12 раз; реальные денежные доходы населения увеличились более чем на 15 %.

В табл.1.3 представлена отраслевая структура ВВП за 2005-2007 гг.

Таблица 1.3.

Отраслевая структура валового внутреннего продукта, в текущих ценах, %

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Сфера производства товаров 44,3 45,1 43,6
в том числе      
- промышленность 28,4 27,6 26,7
- сельское хозяйство 7,9 7,5 7,4
- строительство 6,9 7,9 8,5
Сфера услуг 41,7 41,5 40,9
Чистые налоги на продукты и импорт 14,0 13,4 15,5
Валовой внутренний продукт

 

Несмотря на целесообразность повышения темпов развития сферы услуг – менее материально - и энергоемкой в сравнении с другими отраслями экономики, в целом тенденции ее развития можно охарактеризовать как негативные. Доля этой важной и экономически выгодной сферы деятельности в отраслевой структуре ВВП в динамике последовательно, хотя и незначительно, продолжала снижаться – 41,7 % в 2005 г. и 40,9 % в 2007 г.