VI. Манипуляции, применяемые при заболеваниях мочевой

КАФЕДРА «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ

 

в помощь студентам

медицинских училищ и колледжей

 

по дисциплине

 

«педиатрия с детскими инфекциями»

 

 

Тема: «Особенности проведения манипуляций по обследованию и лечению больных детей»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебное пособие составлено для студентов медицинских училищ и колледжей специальности «Лечебное дело» по предмету «Педиатрия с детскими инфекциями» для самоподготовки по теме «Особенности проведения манипуляций по обследованию и лечению больных детей».

Знания и практические умения по этой теме необходимы фельдшерам для работы с больными детьми.

Технику проведения большинства манипуляций будущие фельдшера изучили при прохождении предмета «Основы сестринского дела». В данном пособии показаны особенности проведения манипуляций у детей.

Учебное пособие составлено с учётом требований государственного образовательного стандарта. Содержит описание основных манипуляций по обследованию и лечению детей, необходимых для овладения специальностью.

В пособие включены методические указания по работе, вопросы и тесты для самоконтроля с эталоном, перечень литературы по теме.

 

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ, изучив материал пособия,

 

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

 

1. Показания к проведению манипуляций.

2. Противопоказания к проведению манипуляций.

3. Алгоритм проведения манипуляций.

4. Особенности проведения манипуляций у детей разного возраста и пола.

 

ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

 

1. Подготовить необходимое оснащение для проведения манипуляций.

2. Проделать все изученные манипуляции.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Вопросы для подготовки к занятию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I. Общие рекомендации по проведению манипуляций. . . . . . . . . . . 4

II. Манипуляции, применяемые при различных заболеваниях. . . .4

1. Термометрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Инъекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Лечебные ванны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Постановка грелки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

5. Постановка пузыря со льдом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

III. Манипуляции, применяемые при заболеваниях органов

дыхания, ушей, глаз. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

1. Дача кислорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2. Проведение ингаляций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3. Постановка горчичников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4. Горчичные ножные ванны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

5. Взятие мазка из зева и носа на BL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

6. Согревающий компресс на ухо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

7. Закапывание капель в глаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

8. Закапывание капель в нос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

9. Закапывание капель в уши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

V. Манипуляции, применяемые при заболеваниях органов

пищеварения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

1. Очистительная клизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2. Лечебная клизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3. Постановка газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

4. Промывание желудка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

5. Взятие кала на копрограмму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

6. Взятие кала на бакпосев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

7. Взятие кала на дисбактериоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

8. Взятие кала на яйца глистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

9. Смыв с перианальных складок на яйца остриц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

VI. Манипуляции, применяемые при заболеваниях мочевой

системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

1. Сбор мочи у грудных детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

2. Сбор мочи на общий анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

3. Сбор мочи на анализ по Нечипоренко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

4. Сбор мочи на анализ по Аддису – Каковскому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

5. Сбор мочи на анализ по Зимницкому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

6. Определение суточного диуреза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

VII. Манипуляции, применяемые при сахарном диабете. . . . . . . . . . 32

1. Сбор мочи на сахар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

2. Экспрессдиагностика сахарного диабета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

VIII. Заполнение направлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Тест-контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36