Платон «Софист» 231 Д.

I. ТЕРМИН И ПОНЯТИЕ (73 в)

Аристид 46.

В старину, мне кажется, не знали самого имени философии. Так было (в начале и) у эллинов по той причине, что все относящееся к этому (предмету), в то время (еще) не имело никакого значения. Не называет ли Геродот софистом Солона (1 29) и также Пифагора (IV 95)? Не называет ли Авдротион [Ср. Ямвлих «Жизнь Пифагора», 83, где «семь мудрецов» называются софистами] софистами известных «семь» мудрецов, а также (не называет ли он) софистом Сократа, этого весьма славного (мужа)? Затем Исократ (называет) софистами лиц, занимавшихся словесными состязаниями-диалектиков, как они сами, пожалуй, назвали бы себя (13,1), философом же (он называет) самого себя, и также философами (называет) ораторов и лиц, занимающихся государственными делами. Точно таким же образом употребляют это название и некоторые из его приверженцев. Не называет ли Лисий софистом Платона и также Эсхина? Лисий, пожалуй, скажут, (говорит это о Платоне) в смысле порицания. Но во всяком случае другие (из вышеупомянутых), отнюдь не относясь с порицанием к тем (вышеназванным) лицам, дают им, однако, это самое наименование. Допустим, что он (Лисий) назвал Платона софистом, имея в виду выразить свое отрицательное отношение к нему; но что же (в таком случае) можно сказать о тех (других, названных софистами)? Напротив, полагаю я, (слово) софист было именем, имевшим весьма общее значение, и (слово) философия употреблялось в значении некоторой любви к прекрасному и умственных занятий, причем (имелся в виду) не нынешний способ (не то, что теперь называется философией), но (словом «философия» обозначалось) воспитание вообще...

Кажется, что Платон почти всегда порицает софиста и именно он-то, по-видимому, в особенности и придал этому имени порицательное; значение. Причиной же этого, как и многих других (особенностей языка Платона), является то, что он слишком презирал своих современников. Впрочем, кажется, что этим же названием он пользовался (также), чтобы выразить (свое) полнейшее благоговение. По крайней мере, по его учению, мудрее всех бог, который обладает всей полнотой истины, и вот его-то он называет в одном месте «совершенным софистом» (Кратил, 403 Е).

Платон «Софист» 231 Д.

Во-первых, (нами) было найдено, что (софист) есть наемный охотник за богатыми юношами... Во-вторых, (еще) и торговец науками, относящимися к душе.... В-третьих, не оказался ли он розничным торговцем этими самыми (предметами)?... И в-четвертых, (он выступал) у нас продающим свои собственные произведения, относящиеся к наукам... В-пятых же... (он был) чем-то в роде борца в словесных состязаниях, избравшего своей специальностью искусство спорить....В-шестых же, он занимался препирательством, однако, мы, сделав ему уступку, положили, что он есть очиститель (юношей) от мнений, препятствующих (усвоению) наук, касающихся души. (Ср. «Протагор», 317 В) (см. 74 А 5).