Фундамент теории
Систематизированное объяснение изучаемых предметов называется теорией. Она необходима для прояснения различных аспектов жизни. Без неё трудно разобраться с подчас хаотичным нагромождением фактов и упорядочить их, сформулировав законы. Любая социологическая теория имеет непростую структуру. Ряд важнейших ее составляющих уже был рассмотрен в предыдущих главах. Данная глава имеет намерение представить некоторые краеугольные камни в фундаменте социологической теории.
Социальная реальность может рассматриваться в системе теоретических координат: объективность и субъективность. В поле наших суждений попадают разные предметы. Мы задаемся вопросом накануне выборов президента страны: "Кто из претендентов будет лучшим главой государства?" Ответ на него будет субъективным, поскольку зависит от нашего персонального вкуса. Но мы чувствуем, что учебник по социологии в наших руках - вещь реально объективная, независимая от наших ощущений. Объективность обычно определяют как качество явлений "независимое от сознания". Объективная социальная реальность существует вне нас, вокруг нас и независимо от нас. Эта реальность управляется непреложными естественными механизмами и законами. Их то и должна познавать наука. В качестве рабочего принципа иногда используется "интерсубъективность". Если несколько человек соглашаются в том, что какое-то явление или качество явления реально существует, то мы относимся к этим вещам, как будто они существуют объективно.
Реальность существования вещей связывается с действием человеческих чувств. В случае социологических исследований это обычно ограничивается зрением, слухом и в минимальной степени осязанием. Для описания сбора такой информации используется понятие "наблюдение".
Понятие "факт" в качестве части социальной реальности активно используется в социологическом анализе. Факт обозначает некое явление, которое наблюдалось. Фактом, например, служит то, что В. В. Путин победил на президентских выборах в России 2000 года.
В обыденном языке фактами называют чаще всего свершившиесяся события или действия людей, служащие подтверждением их истинных намерений и целей или оказавшиеся в центре внимания в силу их значимости или новизны. В науке же фактом является не само событие, а фиксированное определенным образом информация о нем. Совокупность фактов характеризует конкретный массив данных или эмпирический материал, доступный для измерения и последующего анализа. Научный факт в отличие от обыденного реального факта фиксирует новое знание об объекте науки. Специфика научного факта проявляется в том, что социология описывает и обобщает массовые социальные события. Способ получения и анализа фактов в социологии основан на установлении преимущественно системно-функциональных связей между частями общества, социальных групп и институтов. Такого рода факты относятся к характеристике отдельных фрагментов действительности, Они фиксируют универсальные и типические свойства социальных явлений и процессов. Их основное содержание - институциональные связи и проблемы. В логическом плане социально-научные факты это предложения или суждения, при помощи которых реальные социальные факты повседневности описываются и объясняются в терминах теоретического познания.
Большое количество фактов сообщается в виде универсальных законов. Классический пример - закон о гравитации: тела притягиваются одно к другому в зависимости от их массы и обратно пропорционально расстоянию между ними. Социологи-позитивисты считают законом следующее утверждение: чем выше плотность населения, тем выше уровень преступности в конкретной местности.
Законы должны иметь универсальный характер, а не являться просто фиксацией случайных совпадений, найденных среди специфического набора фактов. Законы иногда называют принципами. Они являются важными утверждениями о том, что происходит в обществе. О законах говорят только тогда, когда они "открыты". Законы не творятся учеными, они объективны. Законы сами по себе ничего не объясняют. Они только суммируют порядок вещей. Задача по объяснению падает на плечи теории, это её функция.
Не существует социологических законов, которые бы имели такую же универсальную определенность как законы естествознания. Фактически социологи дебатируют в своей среде саму возможность открытия подобных законов. Возможно социальная жизнь, по своей сущностной природе, не придерживается инвариантных законов. Это, однако, совсем не означает, что социальная жизнь является такой уж хаотической и в принципе отвергает возможность объяснения и предвидения. Социальное поведение, между тем, весьма подвержено моделированию в рамках определенных образцов, оно имеет свою глубинную логику.
Известный американский социолог Джонатан Тернер называет концепты "основополагающими строительными блоками" теории.(55). Концепты - это абстракции, представляющие классы явлений в рамках предмета изучения. Концепты, например, относящиеся к теории молодёжной преступности для начала включают в себя понятия "молодёжь" и "преступность" "Однородная группа", "социальный класс", "работа школы" - также вполне уместные концепты в теории молодежной преступности.
Переменная является специфическим видом концепта. О происхождении переменных уже говорилось во второй главе пособия. Каждая переменная включает в себя набор атрибутов: преступность в самом простом смысле состоит из "молодежной" и "немолодёжной". И только теория объясняет, почему некоторые молодые люди становятся преступниками, а другие нет.
Аксиомы и постулаты - исходные допущения или утверждения, принимаемые без доказательств, Они служат необходимыми предпосылками для построения научной теории. В теории молодежной преступности, продолжая знакомый пример, такими самоочевидными истинами являются утверждения типа: "Нормальный человек желает материального комфорта" или "Возможность достичь материальных благ гораздо больше у богатых слоев общества, нежели у бедных".
Пропозиции - это выводы, касающиеся отношений среди концептов. Исходя из первоначальных аксиом о молодежной преступности, можно осознанно заключить, что бедные молодые люди скорее и вероятнее преступят закон, чтобы приобрести материальные блага, нежели молодежь из зажиточных слоев.
Производными от препозиций выступают гипотезы. Теория должна содержать гипотезу: бедная молодёжь имеет более высокий уровень преступности, нежели их богатые сверстники. Такая гипотеза затем проверяется посредством конкретного социологического исследования.
Homo sociologicus cognitus - эта условная фигура необходима для построения социологических теорий. Т. Парсонс вводит ее в научный оборот. Портрет "человека социологического когнитивного" выглядит следующим образом. Во-первых, такой человек в состоянии произвести самоопределение, а также выработать дефиниции поведения, установок, ресурсов и целей других людей. Во-вторых, внешние для него коллективные ограничения (нормы, роли, программы, мотивы) влияют на его субъективные определения. В-третьих, в свете вышесказанного социальные взаимодействия трактуются как процессы, направленные на гармонизацию субъективных определений и коллективных элементов. И, наконец, в-четвертых, индивиды адаптируют свои взаимодействия тогда, когда определения и коллективные элементы рассматриваются как проблематичные. Человек социологический когнитивный без конца осуществляет познавательную работу, устанавливает категории позволяющие упорядочивать ситуации, в которых он находится. При этом он использует стереотипы, правила, ценности и нормы.
Все теории до определенной степени имеют дело с нормами. Все концепции должны способствовать описанию природы, содержания и действия норм. Они должны давать информацию о социальных нормах, которые действуют в конкретных обществах. В этом смысле все теории нормативны.
У древних латинян слово "норма" обозначало один из плотничьих инструментов - квадрат для установления правильных углов. Позже в результате таинственных превращений термин стал использоваться для обозначения стандарта хорошего или "нормального" поведения. Содержание норм носят характер оценочных суждений, и когда они в теории выходят на передний план, то соответственно субъективно окрашивают выводы. Нормативные суждения чаще всего имеют моральное содержание. Что, например, есть здоровая социальная норма? Не мнить себя Богом для ближнего или ближним для Бога. Увидеть Чингиз-хана в чеченце, увидеть Чингиз-хана в себе - и поспешить заключить мир. Чтобы мир не опустошить.