Пионеры социологии

Историки науки разыскивают "начало" социологии в разных исторических эпохах. Некоторые находят его в Древней Греции. В сочинениях античных авторов - хотя бы Платона и Аристотеля - содержатся первые попытки письменной фиксации целенаправленного интереса к проблемам общества. Кто-то видит рождение социологии в XVII веке. Действительно, пионеры социологии первыми наметили программу работы для социологов на последующее время. Большинство же относят старт нашей науки к началу XIX столетия. Дело в том, что как социальное явление "наука" начинается в тот момент, с которого можно проследить линию её непрерывного развития и указать также источник развития. Согласно этому критерию, Сен-Симон и Конт могут быть названы основоположниками социологии. Разноголосица в определении даты рождения науки определяется разными критериями обоснования ее начала.

В раннем средневековье пионерами называли солдат инженерных войск. Они прокладывали дороги, наводили переправы, проводили разминирование и т.п. Позже это слово стали употреблять в значении "первопроходцы". Человеческая интеллектуальная деятельность сама по себе является социальным феноменом, поэтому социология её и изучает. Именно в силу такого понимания первые французские социологи сосредотачивали своё внимание на организации и развитии науки как социального явления.

В ряду пионеров социологии достойное место занимает Мари Кондорсе (1743-1794). В своих исследованиях он делал упор на развитии человеческого знания и интеллекта как продуктов социальной эволюции. Его "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795) отразил подъём энтузиазма, свойственный начальному периоду Французской буржуазной революции. Влияние этого труда на Сен-Симона и Конта несомненно.

Однако более значительным как социолог был Шарль де Монтескье (1689-1755), - выдающийся мыслитель, представитель Французского Просвещения XVIII века. Его "Дух законов" (1748) оказал большое влияние на развитие социологической мысли в Шотландии, Америке, Франции. Монтескье указал на роль социальных институтов в процессах социализации, открыл великое разнообразие этих институтов, показал их взаимодействие с культурой. Некоторые историки считают его первым социологом. Монтескье является основоположником географической школы в социологии. Он отстаивал материалистическую идею отражения внешнего мира в сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего результаты опыта. Теологической интерпретации социального развития Монтескье противопоставлял идеи, согласно которым климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа, характер общественного развития. Всеобщие законы истории, по его мнению, определяются также и комплексом социальных факторов: производством, собственностью, принципами правления, обычаями и религией.

К пионерам социологии относят также группу шотландских философов и экономистов XVIII века. Среди них Адам Фергюссон, такие видные представители Шотландского Просвещения как Девид Юм и Адам Смит. Их сочинения трактуются в качестве проекта или плана вступительного курса в социологию.

Рождение социологии происходит в переломный момент двух эпох: из старого мира отсталого сельского хозяйства, ручного ремесленного производства, ограниченной торговли, изолированности и замкнутости патриархальных сообществ, ограничения политической власти рамками небольших наследственных олигархий - в новый мир крупномасштабного производства, вездесущей коммерции, урбанизации, пролетаризации труда, социальной психологии национализма, к появлению новых классов, претендующих на должное место в политике и власти. Социальная наука явилась результатом социальных изменений. Она была интеллектуальным ответом на стремительные и кардинальные изменения в традиционных порядках социальной организации. Современная социология может рассматриваться в качестве следствия Французской революции.

Падение монархии во Франции в 1789 г. вызвало огромный поток литературы, развивающий различные социальные теории и предлагающий грандиозные планы по социальной реконструкции. Этот поток бурлил и сопровождал все этапы революционной диктатуры Наполеона и не иссяк после Ватерлоо. Из этого потока впоследствии и выросла такая влиятельная интеллектуальная традиция как социология. Данное направление социальной мысли по-своему отвечает на злободневные вопросы, порожденные социальной нестабильностью в западно-европейском обществе на рубеже XVIII и XIX веков.