Институализация.

Социальный институт - понятие, обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Институт суть регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло поведение людей подобно тому, как инстинкт руководит поведением животных. Социальный институт следует отличать от конкретных, научных организаций, учебных заведений или же социальных групп. Так понятие "институт моногамной семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

Институализация случается тогда, когда происходит сознательное регулирование воспроизводства повторяющихся, наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций передающихся из поколения в поколение. Каждый социальный институт организуется для выполнения тех или иных общественно значимых (например, социальная стабильность) целей и функций. Фундаментом института служит совокупность материальных условий, социально закрепленных санкций, определенного порядка выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, поступков. Факторами, вызывающими появление социальных институтов, являются чаще всего обычаи, традиций табу и т. п.

Институт стоит на том, что известное действие обязательно будет исполнено деятелем, которому оно предписано. Институты, самим фактом своего существования контролируют человеческое поведение. Они устанавливают определенные образцы поведения, направляя его в заданное русло и выступая одновременно против иных возможных направлений. Контролирующий характер является неотъемлемым в процессах институализации. Эти контролирующие механизмы (совокупность которых обобщенно называют системой социального контроля) существуют во многих социальных институтах и соответственно во всех агломерациях институтов, которые называются обществами.

В повседневной жизни социальные институты, как правило, образуются в коллективах, содержащих достаточное количество людей. Теоретически важно и то, что процесс институализации может происходить в случае взаимодействия только двух индивидов. В каждой продолжительной социальной ситуации институт является основополагающим началом.

Социальный мир находится в процессе постоянного конструирования, корни которого заключены в неизменно расширяющемся количестве институтов. Институциональный мир существует в качестве объективной реальности по отношению к индивидам. Только в таком качестве, в качестве объективного мира социальные учреждения могут быть перенесены в новые поколения. Мир социальных институтов предшествует рождению конкретного индивида. Этот мир имеет свою историю, которая недоступна личным воспоминаниям индивида. Она существовала до рождения человека и будет существовать после его смерти.

Эта история имеет характер объективности. Индивидуальные биографии понимаются в этом свете как эпизод, локализованный внутри объективной истории общества. Институты в качестве исторических и объективных сущностей противостоят индивиду как неоспоримые факты. Институты являются внешними к нему. Они сохраняются в реальности независимо от того, любит ли он их или нет. Они сопротивляются его попыткам изменить их или уклониться от них. Наиболее важные из них имеют принудительную силу, реализуемую через механизмы контроля. Объективная реальность институтов не ослабевает, если индивид не понимает их цели или образ действия. Он может пройти на своём жизненном пути сквозь различные сферы социального мира, но последний может остаться непостижимым в том, что поскольку институты существуют как внешняя реальность, человек не может понять их методом самонаблюдения - интроспекцией Он обязан познавать их таким же образом, каким он изучает естественную природу.

 

Роли.

Понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного периода времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Конкретные люди на своём жизненном пути выступают во множестве ролей. Мы может выступать как члены семьи, учащиеся, спортивные болельщики, покупатели в магазине, квартиросъёмщики, автолюбители и т. д. Роль есть лишь аспект целостного поведения человека.

В обществе исполняется огромное количество ролей. Одну из лучших классификаций этого явления предложил американский социолог Т. Парсонс. Он полагал, что любая роль может быть описана комбинацией пяти основных характеристик.

1. Эмоциональность. Некоторые роли, выполняемые например врачом или гробовщиком, требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, вызывающей сильные чувства. Артисты, наоборот, в рядовых ситуациях могут вести себя несдержано.

2. Способ получения. Одни роли подразделяются на предписанные по естеству (аскрептивные), т.е. определяемые рождением, полом, возрастом, социальным положением и т.д., и на достигаемые персональными усилиями в результате образования, карьеры, брака, миграции и т.п.

3. Масштаб. Часть ролей сфокусированы и строго ограничены. Роли врача и больного, например, обычно лимитированы тем, что непосредственно относится к здоровью пациента. Взаимоотношения же ребенка и его родителей имеют более широкие рамки.

4. Формализация. В некоторых ролях от исполнителя требуется четкое выполнение установленных правил. В других - допустимы исключения.

5. Мотивация. Различные роли предполагают и различные типы ее исполнения. От бизнесмена ждут, что он будет ориентирован на личные интересы, от социального работника - на общие.

В процессе исполнения роли происходит идентификация действующего субъекта с объективным значением действия. После того как действие произойдёт, деятель рефлексирует свое действие и себя, объективированного в качестве исполнителя действия. Тем самым у индивида образуется возможность познавать самого себя, но лишь отчасти, насколько позволяет социальная роль. Последняя позволяет различать "социальное я" и даже противопоставлять его личности. На этом пути исполнители понимаются уже не как уникальные индивиды, а как обобщённые типы.

В общем миропонимании существуют стандарты ролевого исполнения, которые приемлемы для всех членов общества, или, по крайней мере, для тех, кто является потенциальным, исполнителем ролей. Эта общая доступность сама по себе является частью социологического знания. Каждый предполагаемый исполнитель роли несёт ответственность за выполнение стандартов, которые изучены им в качестве части институциональной традиции и использованы как верительные грамоты всех исполнителей.

Благодаря играемым ролям, индивид вовлекается в специфические сферы социально объективированного знания: он постигает нормы, ценности, эмоции. Каждая роль открывает выход в специфический сектор общественного "древа знаний". Выучить роль - не значит просто приобрести заведенные порядки, необходимые для "поверхностного", внешнего её исполнения. Каждый на этом пути вовлекается в различные пласты знаний, которые прямо или косвенно! соответствуют этой роли.

Роль может пониматься той узловой точкой, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение здесь превращается в социальное. Индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные роли. Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, шаблонным поведением. За пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе и новаторская деятельность человека, созидающего новые нормы и новые социальные роли.

 

 

* * *

 

Социология является результатом продолжительной традиции самопознания и самоорганизации общества. Только в обществе активность биологического организма "хомо сапиенс" приобретает культурную форму познавательной деятельности. Но происходит это далеко не сразу. В истории становления и развития социального познания можно выделить исходный период, граничащий ещё с механизмами активного приспособления животных к окружающей среде.

Первым шагом к самопознанию общества, обнаруживающим связь между поведением животных и примитивными формами человеческого мышления, является метод проб, ошибок, и случайных открытий. Разнообразный опыт, приобретаемый в ходе повседневного совместного существования людей, седиментируется и, таким образом, в памяти людей остаются самые необходимые сведения. Как и процессы приспособления животных к окружающей среде, так и поведение первичных человеческих коллективов, управляемых обычаем и традицией, опирается на седиментации. В условиях непрестанной борьбы человека с природой, в мире, в котором естественный отбор регулирует любые процессы, не исключая и познание, определенные индивиды или группы обнаруживают среди большого количества различных возможностей такой тип реакции, который наилучшим образом соответствует данной ситуации. В этом случае достижение в сфере мышления состоит в запоминании правильного уже открытого решения. Естественный отбор здесь действует постольку, поскольку группы, которые не могут сохранить и передать рекомендации правильного поведения, обречены на вымирание. Хабитуализация в таких обстоятельствах спасает положение.

Для сохранения полученных знаний совсем не обязательно рефлексивное знание о среде, к которой удалось приспособиться. Вполне достаточно, чтобы соответствующие правила поведения и табу, определенные предкамlign='left' width='50%'> 


Дата добавления: 2015-07-03; просмотров: 191; Опубликованный материал нарушает авторские права?.