Ранняя греческая натурфилософия

Античная философия складывается в Древней Греции

Ранняя Восточная философия Китая и Индии имела нравственные установки и была направлена преимущественно на установление гармонии человека с космосом и гармонии с самим собой.

Греческая философия, выраставшая на мифах, научных и социальных основаниях изначально обрела статус системного последовательного знания о природе, космосе и человеке.

500 лет до н.э. – закладываются базовые основания европейской цивилизации

Особенности рациональных знаний и деятельности человека направлены на объяснение первоначал, единство бытия и его изменений: Архэ

Греческая философия рассматривается как исходное историческое знание, заложившее основы всех исторических традиций.

Греческая философия = плоть от плоти исторического повседневного опыта греков и поэтому она исходно объективна, немифологична, нерелигиозна, то есть направлена на объяснение реально сущетсвующего мира.

В греческой философии был преобразован опыт научного, социального и культурного развития


Античность:
I период (VII в до н.э. – V в н.э.) – ранняя греческая натурфилософия (досократическая) – предфилософия
II период (V - начало III в до н.э.) – упадо/закат греческой философии (эллинистическая философия)
Ранняя греческая натурфилософия начинается с милетской школы.
Фалес: «Что есть все?» - все есть вода, которая всюду, во всем и может изменяться.
Вода – источник жизни, условие природы, содержится во всем и является первоосновой.
Учеником Фалеса был Анаксимандр, который вводит понятие "апейрон", что означало «беспредельное, вечное, неизменное начало». Анаксимен полагал первоначалом воздух, который, разряжаясь и сгущаясь, может становиться водой, огнем и камнем. Милетцы первыми пытались объяснить природу начала из самой природы, их философия наивна и стихийна. Вода и воздух как стихии- статус всеобщей субстанции.

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.


Гераклит – ранняя натурфилософия:
Первоначально – теплота, огонь, вспыхивающий и угасающий – постоянно изменяющееся начало. В одну реку нельзя войти дважды, т.к. вода всегда новая.
Пакта Рей: «все текучее и все изменчиво». Третья идея Гераклита – идея диалектических противоположностей. Борьба есть отец сущего – все возникает через борьбу и исчезает в борьбе. Гераклит – основоположник диалектических противоположностей.
Гераклитовская текучесть имеет универсальный характер. Изменчивость рассматривается как всеобщий поток бытия, причина которого коренится в самой природе, сущности вещей.
Гармония противоположностей по Гераклиту – это закон («логос» - слово, принцип, закон мироздания, который является нам как некая должность, обозначаемая словом). Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Логос Гераклита – диалектический логос.
Пифагорейская школа – «мир есть число». Построение мира – гармония пропорций, частей. Математика и геометрия являются первыми знаниями, объясняющими сущее. За Пифагором числится дедуктивное начало обоснования (от общего к частному). Число имеет антологический статус. Число есть объективная часть сущего и потому задача ученого/ума правильно определить пропорцию чисел и объяснить геометрию пространства. Пифагор считал, что музыка – гармония чисел.
Элейская школа. Основоположник - Парменид, его ученик – Зенон. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии Основные тезисы Парменида таковы:

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

1. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

2. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.

5. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.
Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

6. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Зенон, ученик Парменида, знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства имножества.( «В стремительном [полете] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений».)

Для Элейской школы был характерен строгий монизм (единое первоначало у всего многообразия вещей) в учении о бытии и рационализм в учении о познании