Общие функции физической культуры

Физической культуре свойственны общекультурные функции, которые проявляются в экономической, соци­ально-политической, духовной сферах жизни человека, в области физической культуры. К ним относят функции: эстетические, нормативные, информационные, обще­воспитательные, социализации личности и социальной интеграции.

Эстетические функции физической культуры про­являются в эстетическом воздействии на человека. В про­цессе занятий физическими упражнениями формирует­ся красивая осанка, осуществляется гармоничное разви­тие форм тела, воспитывается понимание красоты и изя­щества движений.

Нормативные функции физической культуры формируют представления о возможностях человека, его физическом совершенстве, физической подготовленности и спортивном мастерстве. В процессе использования цен­ностей физической культуры вырабатываются и закреп­ляются определённые нормы, имеющие регламентиро­ванное и оценочное значение. Особенно ярко это проявля­ется в спорте. Нормативные функции влияют на отноше­ние людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают её использование в интересах личности и общества.

Информационные функции физической культуры отражают накапливающуюся и передающуюся из поко­ления в поколение информацию о духовных и материаль­ных ценностях, созданных в области физической куль­туры. Сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения позволяют создать стройную сис­тему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания. Их использование в практике физической куль­туры даёт рациональные основы для совершенствования природных качеств человека. Большое значение для при­общения людей к физической культуре имеет радио, те­левидение и другие каналы распространения массовой информации. Анализ средств массовой информации, её тематика по освещению физкультурных и спортивных проблем позволяет говорить о положительном влиянии на людей, о вовлечении их в активные занятия физичес­кими упражнениями.

Воспитательные функции физической культуры от­крывают большие возможности не только для физического, но и для нравственного, эстетического интеллектуального, трудового воспитания. Воспитательное воздействие на чело­века осуществляется большим числом социальных и поли­тических институтов. К ним относятся: семья, средства мас­совой информации, система образования, государственная власть, религиозные конфессии, политические партии, ин­ститут предпринимательства, система физической культу­ры и спорта.

В силу своей специфики спорт и физическая культу­ра обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из важнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рас­сматривается как спортивно-патриотическое воспита­ние. Спортивно-патриотическое воспитание - многопла­новая, систематическая, целенаправленная деятель­ность государственных органов, общественных объеди­нений и организаций по формированию физически и ду­ховно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высо­ким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Притягатель­ная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представля­ют широкие возможности для целенаправленного вос­питания духовных черт и качеств человека. Конечный эффект в достижении воспитательных целей во многом зависит от социальной направленности всей системы воспитания и деятельности воспитателей.

Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и ду­ховном развитии. Физическая культура представляет широкие возможности для вовлечения людей в общест­венную жизнь, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения. Она даёт простор для саморазвития личности, ее активной жизненной пози­ции. Особенно ярко это проявляется в физкультурно-оздоровительных праздниках, спортивных сорев­нованиях.

Функции социальной интеграции физической куль­туры проявляются в объединении людей в определённые организации (спортивные команды, клубы, общества и т.п.) на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте.