Розничный товарооборот: понятие, классификация, состав, показатели.
Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота.
Товарооборот— это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период.
Товарооборот - это объем продаж товаров торговой организацией вденежном выражении за определенный период времени
Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.
Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей.
Классификация розничного товарооборота по различным признакам:
Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении.
Качественная характеристика -связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Товарная структура розничного товарооборота включает продовольственные и непродовольственные товары, которые содержат ассортиментные группы и подгруппы.
В зависимости от формы денежных расчетов продажа товаров осуществляется:
- за наличный расчет;
- по безналичному расчету;
- посредством кредитных карточек.
В зависимости от сроков расчета за реализованные товары выделяют:
• Продажа товаров с немедленной оплатой;
• Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа.
В зависимости от состава конечных потребителей выделяют:
• Продажи непосредственно населению.
• Продажа товаров организациям и предприятиям в порядке
мелкого опта.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется:
- на стационарную,
- передвижную
- посылочную.
Содержание плана розничного товарооборота и исходные данные для его составления.
План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение). Все эти разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует “балансовая связь”.
ТО харакеризуют следующие показатели:
- объем реализации (Р) = ( ТО );
- запасы на начало и конец периода ( Зн; Зк );
- (V)объем закупок товаров = поступлению ( П )
-Док. расход = В(выбытие)
Между этими показателями существует балансовая зависимость. Эта зависимость называется “ продуктовый баланс”
ТЗн + П = Р + ТЗк + Док. расход,
где ТЗн, ТЗк - товарные запасы соответственно на начало и конец года;
П — объем поступления товаров;
Р — объем розничного товарооборота.
Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса
Р = Зн + П - В - Зк,
Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров.
Основными слагаемыми, от которых зависит объем товарооборота, являются поступление и товарные запасы. С увеличением
размера поступления товаров и запаса товаров на начало периода
увеличивается объем их продажи и наоборот. Рост выбытия товаров и их
запасов на конец периода сопровождается уменьшением товарооборота.
Товарные запасы должны бытьзапланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров.
Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.
П = Р + ТЗк – ТЗн
На выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
На основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров. Поэтому с плана продажи товаров и начинается планирование розничного товарооборота.
Исходные материалы для разработки проекта плана РТО.
Для разработки проекта плана объема ТО используются следующие исходные материалы:
1. Покупательные фонды населения и емкость рынка;
Покупательные фонды населения и емкость рынка позволяют экономически обосновать план розничного товарооборота.
Правильное определение покупательных фондов населения является одним из условий экономически обоснованного планирования розничного товарооборота.
Пок.фонды определяются на основе составления баланса денежных доходов и расходов населения.
Баланс состоит из двух частей:
Доходы: | Расходы: |
з/плата | покупка товаров(покупательные фонды) |
стипендия | коммунальные услуги |
пенсия | прочие |
Поступления из финансовой системы(выигрыши по займам, лотереям, ссуды и т.д) | |
прочие | |
Итого: | Итого: |
В доходной части баланса отражаются объем и источники денежных доходов населения. В расходной части баланса отражается структура денежных расходов.
Основную их часть (более 80%) составляют расходы, связанные с приобретением товаров (так называемые товарные расходы, или покупательные фонды).
Другая часть расходов связана с оплатой различных услуг (квартирная плата, оплата транспорта, зрелищных мероприятий, коммунальных услуг и др.), обязательных платежей (подоходный налог и др.), к этой же группе расходов, отражаемых в расходной части баланса, относятся сбережения населения. Такие расходы называются нетоварными.
Чтобы определить объем покупательных фондов, необходимо из общей суммы доходов населения вычесть сумму нетоварных расходов и сбережений.
При планировании розничного товарооборота учитывают, что покупательные фонды населения данного района — это только часть розничного товарооборота. Другую его часть составляют спрос приезжего населения.
Совокупность покупательных фондов населения, закупок организаций и учреждений, а также инорайонного спроса (спроса приезжего населения) образует емкость рынка.
Таким образом, емкость рынка отражает возможный объем реализации товаров в данном населенном пункте.
2. Изменение в экономике района, который обслуживается данным предприятием торговли;
3. Данные анализа объема ТО за предплановый период.