Стратегическое управление региональным развитием

Одним из важнейших элементов совершенствования системы управления развитием экономики российских регионов являются стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Стратегия - это система целей, принципов, направлений, а также путей их достижения, которые ориентированы на изменение положения того или иного объекта (экономического агента) относительно его начального состояния. В контексте проблематики управления региональным развитием, стратегию регионального развития следует рассматривать как четко определенное, документально зафиксированное направление развития региона, предусматривающее постановку конкретных целей роста, путей их достижения, направленных на значительное улучшение социально-экономического статуса региона в перспективе. Таким образом, стратегия экономического развития региона отражает главное направление хозяйственной деятельности, указывает на возможные пути и приоритеты в достижении стратегической цели. Тактика при этом выступает в роли инструмента, направленного на выполнение перспективных намерений, согласование конкретных оперативных действий с общей долгосрочной стратегией.

Разработка стратегии территориального управления предполагает развитие наиболее перспективных отраслей с точки зрения получения дополнительного капитала и повышения квалификации рабочей силы. Актуальность решения данных двух задач обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности региональной экономики за счет технологической модернизации предприятий и использования высококвалифицированных работников, способных создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью по сравнению с текущим уровнем развития экономики. Особенностью данного подхода является необходимость минимизировать дисбаланс между интересами государства в развитии территориальной экономики и интересами частных предпринимателей, заинтересованных преимущественно лишь в создании и развитии предприятий в наиболее рентабельных отраслях или в отраслях с высокой скоростью оборачиваемости капитала. Следует отметить, что данная политика активно используется в различных зарубежных странах. Например, очень положительный опыт получен в Южной Корее, где правительство проводило четкую политику трансформации национальной экономики с учетом внутренних и внешних факторов. В качестве внутренних факторов выступали отраслевая структура национальной экономики, уровень квалификации рабочей силы, наличие свободного капитала для инвестиций. Одним из внешних факторов являлась потребность в производстве той продукции, которая способна выступать в качестве реальной альтернативы импортной продукции, в отношении которой потребитель предлагал платежеспособный спрос: «… развитие промышленности шло по линии отраслей, которым в будущем предстояло заменить импорт. Поэтому не только размеры производственного потенциала этих отраслей должны были соответствовать внутренним потребностям страны, но и применяемые здесь техника и технологии должны были обеспечить конкурентоспособность предприятий перед импортируемой продукцией».

Ориентация на платежеспособный спрос в процессе экономического роста региона позволяет сформировать устойчивые источники получения дополнительного капитала и создает потребность в постоянном повышении качества продукции с учетом современных мировых стандартов. Создание таких условий предполагает определение целевых критериев использования бюджетных ресурсов, выделяемых для обеспечения регионального развития государства, и использование доступных управленческих технологий с учетом существующего социального и экономического потенциала региона и государства в целом. Следует отметить, что в практической деятельности используются достаточно разнообразные инструменты государственного регулирования территориального развития. Для стимулирования экономической активности в проблемных регионах могут быть использованы налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, предоставление инвестиционных субсидий, создание гарантийно-страховых фондов, либерализация действующего законодательства и ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность, прямые государственные инвестиции в экономику, льготы по экспорту.

 

При формировании государственной стратегии повышения экономической эффективности региональной экономики необходимо учитывать особенности, которые являются следствием рассмотрения региональной экономики как открытой системы. В качестве таких особенностей выступают следующие взаимосвязи социальных и экономических процессов: стимулирование развития социальной сферы без активизации экономических механизмов развития региона приводит к минимизации заинтересованности в высокой экономической эффективности использования бюджетных ресурсов в регионе; более высокий уровень жизни в других регионах определяет миграционный приток высоквалифированных специалистов из других регионов; рост доходов населения определяет переориентацию людей на потребление более качественной продукции независимо от места ее производства, размещение капитала зависит не только от степени открытости национальной экономики, но и от уровня рентабельности отраслей экономики в определенном регионе. Исходя из этого, при принятии государственной стратегии учитываются как внутрирегиональная ситуация, так и существующие межрегиональные связи. Одним из примеров к решения к данной проблемы выступает модель движения финансов в федеративном государстве, предложенная В.В. Климановым. Согласно его модели федеральный центр, «слабые» регионы и «сильные» регионы взаимодействуют следующим образом: «…финансовый поток из условно «сильных» регионов в виде налоговых поступлений, то есть разновидности государственных финансов, направляется в федеральный центр. Аналогичный, но значительно меньший по объемам поток идет и из условно «слабых» регионов. Из федерального центра в условно «слабые» регионы направляется обратный поток государственных финансов в виде финансовой помощи. В условно «слабых» регионах происходит трансформация финансовых ресурсов в корпоративные, после чего поток последних направляется в условно «сильные» регионы. Данная модель позволяет показать, что использование простых решений при формировании макроэкономической политики в отношении того или иного региона в условиях существования более выгодных с точки зрения получения экономической выгоды регионов не позволит обеспечить применение накопленного капитала в интересах самого региона, что является примером доминирования индивидуальных интересов (получение прибыли) над общественными интересами (долгосрочные инвестиции в производство).

Таким образом, в качестве основной цели управления региональным развитием государственного сектора экономики выступает повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, что, в свою очередь, предполагает создание необходимых условий, способствующих использованию существующего потенциала регионов и совершенствованию качества управленческих технологий.

 

 

37. Комплексная система планирования и прогнозирования соц.-эк. развития региона

Важной формой проведения региональной политики является прогнозирование и планирование. Основная цель регионального прогнозирования и планирования – обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необходимость учета региональных особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем. Поэтому при постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный аспект. Основная цель прогнозирования территориального социально-экономического развития - обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной экономической политики.

Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы).

Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В Законе сформулированы цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ, а также порядок разработки прогнозов и программ. Прогнозы социально-экономического развития должны разрабатываться в целом по России, по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам. Федеральный закон создал правовую базу для разработки и реализации стратегии экономического и социального развития страны.

Прогнозирование регионального развития – это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий. В отличие от прогнозирования планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации соответствующих управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития регионов – это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как независящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются:

а) программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ;

б) балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов. Посредством балансового метода обеспечивается увязка ресурсов и потребностей, соизмерение затрат и результатов производства, сбалансированность между наличием и необходимостью материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов с учетом межрегиональных связей;

в) нормативный метод, основанный на активном применении в качестве целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;

г) метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;

д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;

е) методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.