Целевые комплексные программы.

- это согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осущ-я комплекс мероприятий, реализуемых при поддержке гос-ва.

Гос программы развития регионов применяются как интенсивное ср-во региональной политики. Объектами таких программ являются проблемные регионы разного типа: наиболее отсталые, экономически неосвоенные, депрессивные и т.д.

Федеральные программы регионального развития нацеливаются на решение не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегос-ое значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других — преодоление хронической отсталости, активизация полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д.

Программы создают фед-ым и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.

Принципы разраб. программ:

• Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

• Целевая направленность и системность мероприятий программы;

• Вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопреде­ленности (альтернативности) условий ее реализации;

• Ресурсная обеспеченность программы;

• Адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели).

Реш-е о разработке фед-ой региональной программы прини­мает Правительство РФ. Оно же назначает гос заказчика, несущего основную ответственность за разработку и реали­зацию программы (Государственный заказчик (координатор) определяет разработчиков программы, в том числе головного разработчика (как правило, им становится научно-исследовательский институт, например СОПС), и поручает им подготовку проекта программы на основе исходного задания.

Проект программы должен включать:

• Цели и задачи программы (качеств. и количеств. конкретизи­рованные);

• Этапы и сроки выполнения;

• Структуру программы (состав подпрограмм по направлениям: природно-ресурсный и демографический потенциал, развитие основных производств и инфраструктуры, научно-техническое развитие);

• Систему программных мероприятий (по направлениям);

• Обоснование финансовых и других затрат;

• Расчеты соц-эк эффективности и оценку эколо­гических последствий;

• Хар-ку механизмов осуществления программы (необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, система стимули­рования и привлечения финансовых ресурсов, организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения).

Проводится экспертиза проекта, а по ее результатам — соответствующая доработка. Комплексная экспертиза проектов крупных прог­рамм осуществляется Экспертным советом при Правительстве РФ. Финансирование программ осуществляется из федерального бюджета, региональных бюджетов, внебюджетные средства (взносы, средства, кредиты. Добровольные отчисления, добровольные инвестиции).

Виды целевых программ:

1. Территория макрозон и эк-ких районов (предложения программ развития Дальнего Востока, Сибири, Сев Кавказа);

2. Эк-кого и соц-го развития субъектов РФ (депрессивные слаборазвитые районы). Специальные региональные программы.

3. Развитие проблемных территорий (несколько субъектов РФ).

4. Развитие проблемных территорий, являющихся частью субъекта РФ, но имеющей важное значение для национальной экономики.

Недостатки практики разработки и реализации региональных программ:

• Выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющее их первоначальный замысел, стр-ру и конечные цели;

• Слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на определенной территории;

• Недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целям программ.

Пути решения проблем рег.программирования:

1. В ситуации ограниченности бюджетных ресурсов должны приниматься только программы, без которых нельзя обойтись.

2. Необходимо ужесточить требования к целям, стр-ре, составу мероприятий.

3. Поскольку региональная программа разрабатывается на среднесрочный или долгосрочный период, она должна корректироваться, обновляться, адаптироваться к изменяющимся целям и условиям, т.е. необходим мониторинг программ.