Эк-кие механизмы региональной политики.
Осн задача эк-кого регулирования развития регионов - обеспечить условия для роста пр-ва, достижения соц и эколог-го благополучия и прогресса. Это означает реализацию важнейших требований эк-ких з-нов регионального развития и руководящих установок региональной политики.
Регулирующими органами являются стр-ры фед-ой законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли др.), а также региональные органы власти, полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации эк-кого взаимодействия субъектов РФ.
Функции экономического механизма: экономические, информ., организац., администр., соц-псих., правовые.
Макроэкономические регуляторы.Макроэконом. регуляторы регион. политики применяются как ср-ва воздействия на поведение эк-ких субъектов на определенных территориях. Они представляют собой дифференцированные по регионам параметры и усл-я общегос-ой налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и другой политики.
Сфера применения макроэкономических регуляторов. Для зоны Севера применяются повышенные нормативы зарплаты, пенсий и другие компенсаторы дискомфортных природно-климатических условий. Устан-ся пониженные тарифы на перевозки грузов между Дальним Востоком, Восточной Сибирью и другими регионами страны, а также пониженные тарифы на электроэнергию на территории Дальнего Востока, Архангельской области и др. Эти меры позволяют поддерживать конкурентоспособность производств, уровень жизни населения. Отдельным регионам в случаях особой необходимости предоставляются льготные кредиты из специального фонда льготного кредитования, отсрочки по погашению задолженности по бюджетным ссудам, беспроцентные бюджетные ссуды.
Инструменты регион. политики:
I
1. Бюджетные - на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ;
2. Налоговые - посредством налоговых ставок и льгот; размеры налоговых ставок должны учитывать потребности гос-ва в бюджетных доходах;
3. Ценовые - регулирование цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, и товары первой необходимости;
4. Финансовые - осущ-ся маневрирование учетными ставками ЦБ и предоставлением льготных кредитов; влияет на стимулирование деловой активности в наиболее важных для гос-ва сферах деят-ти.
II
1. Прямые - льготное кредитование, бюджетное финансирование, дотации, стандартизация, обсуждение в СМИ, гос. стр-ры для регулирования регион. развития, формирование баз данных.
2. Косвенные - льготное налогообложение, регулир-е цен, гарантии, совершенствование законодательства.