Институциональная основа региональной политики.

В высшем законодательном органе страны — Федеральном Собрании обе палаты имеют специальные комитеты, отвечающие за законотворчество по РЭП. Это Комитеты по делам федерации и по региональной политике. Совет Федерации включает по одному представителю испол­нительной и законодательной власти от каждого субъекта РФ.

На федеральном уровне исполнительной власти задачи РЭП осуществляет значительное число министерств и ведомств. Важные задачи РЭП (по своим направлениям) выполняют Мин-во финансов, Мин-во экономического развития и торговли, Ми­н-во имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, Мин-во труда и здравоохранения. В аппарате Прави­тельства РФ действует специальный департамент, занимаю­щийся вопросами регионов.

Большинство указанных и других федеральных органов имеют в регионах свои представительства, обеспечивающие реализацию федеральной политики. Каждый такой орган связан по вертикали со своим "центром"; для их горизонтального взаимодействия (на территории) до сих пор не существовало организационных структур.

В Администрации Президента РФ существует Упр-е по делам территорий. В мае 2000 г. образовано семь федеральных округов, во главе кот-ых стоят полномочные представители Президента РФ. Одной из главных задач полномочных представителей является коор­динация деят-ти федеральных органов в регионах. Гос институты субъектов федерации взаимодействуют с федеральными органами в соответствии с существующим распределением прав и полномочий в различных сферах.

Новой для России организационной формой регулирования региональ­ного развития явл-ся ассоциации эк-го взаимодействия субъектов РФ. Они стали образовываться на добровольной основе с 1990 г. Сейчас существует 8 межрегиональных ассоциаций. География ассоциаций близка к сетке крупных экономи­ческих районов. Функции: 1) координация усилий региональных властей по социально-экономической стабилизации и развитию макрорегиона; попытки осуществлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона; 2) диалог с федеральными властями на коллективной основе по широкому кругу вопросов; оказание влияния на Правительство при решении вопросов о выделении ресурсов для регионального развития и т.д. Кроме восьми указанных межрегиональных ассоциаций, образованы также Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия регионов Севера, Ассоциация автономных округов, Союз городов и др. Их деятельность более специализирована.

Региональная политика явл. основой развития государства.