Пограничные р-ны РФ (ПР).

 

ПР (16 стран) в России играют важную роль в обеспечении безопасности и м/днародного сотрудничества.

После распада СССР появилось пограничье с 8 государствами (Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан), а также "старое" зарубежье (Норвегия, Финляндия, Польша, Китай, Монголия, КНДР, Япония, США), однако Россия потеряла прямой выход к границам гос-тв Восточной Европы и Ближнего Востока.

Понятие "приграничный регион" подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями кот-ой явл-ся барьерная, фильтрующая, контактная.

Целесообразно рассматривать три уровня приграничья:

1. Макроуровень — это все субъекты РФ, имеющие прямой выход к гос границам.

2. Мезоуровень — это административные районы в составе субъектов федерации, часть внешних границ кот-ых совпадает с гос границей.

3. Микроуровень — это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на гос границу.

Для России, имеющей прямые выходы в акватории Сев Лед-го и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное эк-кое значение. В связи с тем, что Россия как гос-во потеряла большинство прямых транспортных выходов в Зап Европу, усилилась нагрузка на морские порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск и м/дна­родные авиалинии; усложнились проблемы использования транзитных коммуникаций (железных и автомобильных дорог и особенно нефте- и газо­проводов), проходящих через страны Балтии, Белоруссию, Украину. Движение России к открытой эк-ке, децентрализация и либера­лизация внешнеэкономических связей, принятие з-на о свободном выезде граждан резко усилили контактную ф-цию старых границ. Возросли экс­портно-импортные потоки, на порядок увеличился поток лиц, пересекающих старые границы. Вместе с тем снижение барьерности границ имело ряд негативных последствий: рост контрабанды, усиление коррупции на почве экспортно-импортных операций.

Российское приграничье делится на семь зон:

1. Норвежско-финляндское приграничье входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона.

2. Балтийское (границы с Эстонией, Латвией, Литвой) находится на этапе демаркации границ, решения таможенных и этнических вопросов. Особая проблема — эксклавное положение Калининградской области, развитие здесь СЭЗ, обеспечение надежных транзитных коммуникаций.

3. Белорусское — один из наиболее депрессивных регионов. Прозрачность границы и образование Союза России и Белоруссии создают дополнительные предпосылки для возрождения эк-ки этой трансграничной территории.

4. Украинское. Возникают проблемы с таможней.

5. Северо-Кавказское — зона наибольшей нестабильности, политических, этнических и военных конфликтов, экономического распада. Пока отсутствуют реальные предпосылки для эк-кого развития территории.

6. Казахстанское. В этой зоне осуществляется производ­ственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.

7. Восточно-Сибирское и Дальневосточное (это зона возрастающей активности, особенно по приграничной торговле с Китаем).

Недостаточное число пограничных переходов, таможенных пунктов и др эл-тов приграничной инфраструктуры не позволяет качественно выполнять ни одну из функций границ. В стратегии территориального развития России - приграничным регионам отводится роль форпостов, авангардов международного эк-кого сотрудничества. Они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей ПР должно компенсировать их удаленность от главных эк-ких центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность. У регионов есть проблемы, которые без помощи не решаются вообще (нужна государственная региональная политика).