Проблемное районирование РФ.

 

Каждый регион имеет св проблемы, но далеко не каждый регион име­ет смысл относить к числу проблемных.

Смысл понятия "проблемный ре­гион" - это территория; которая самост-но не в состоянии ре­шить св соц-эк проб­лемы / реализовать св высокий потен­циал и поэтому требует активной поддержки со стороны гос-ва.

Признаки выделения проблемных р-нов: уровень и темпы эк-го разв-я,плотность насел-я, особенности связей.

Кач-е признаки проблемных регионов:

• Особая кризисность проявления той / иной крупной проблемы создающая угрозу соц-эк-му положению в стране, полит-ой стабильности, эколог-му равновесию;

• Наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-техн, труд, прир), использование кот-го особенно важно для нац-ой эк-ки;

• Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для реш-я проблем общен-го и мирового знач-я.

Проблемные регионы - не только субъекты РФ в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов (зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория).

Число выделяемых проблемных регионов д.б. не очень велико, иначе усилия гос-ва по их поддержке окажутся размытыми и малоэффектив­ными.

Подходы к проблемному районированию:

1. Первый – выделение проблемных районов по степени кризисности проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию прир-ых или техногенных катастроф, регио­ны широкомасштабных общественно-полит-их конфликтов, вызывающих разрушение накопленного эк-го потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения.

В настоящее время на территории РФ выделяются 4 кризисных пояса:

Центральный – охватывает части Северо-Западного, Центр-го, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского эк-ких районов. В этом поясе расположено 17 субъектов РФ, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии.

Южный - состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад пр-ва, не утихают межэтнические конф­ликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредо­точивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Сев Кавказа (из Чечни, Ингушетии), так и из республик бывшего СССР.

Уральский - входят 4 субъекта РФ с глубоким спадом пр-ва; 5 регионов находятся в кризисном / предкризисном состоянии по техногенной нагрузке; 3 — по угрозе безработицы; 5 — по уровню бедности и 2 — по неудовлетворительному финансовому положению. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности РФ, т.к. на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.

Восточный р-ки Алтай, Тыва, Бурятия; Алтайский край, Читинскую и Амурскую обл.

Вне этих кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для кот-ых хар-ны эколог-ие катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание. Кризисные регионы представляют прямую угрозу безопасности страны. Среди эк-ких районов как наиболее кризисная оценивается ситуация в Восточной Сибири (особенно по уровню жизни, правопорядку, состоянию научно-технического потенциала, финансовому положению). Далее следуют четыре экономических района: Сев-ый, Северо-Зап-ый, Северо-Кавказский, Дальнев-ый. Но и каждый из остальных эк-ких районов имеет кризисное состояние хотя бы по трем компонентам, за исключением Западной Сибири (одна компонента). Внутри каждого эк-го района различия очень велики.

Диагностика за ряд последних лет позволяет утверждать, что ареал эк-кого бедствия в России расширяется.

2. Второй - ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов. В основе этого подхода лежит типологизация по основополагающим проблемам. Эк-кий ландшафт РФ перенасыщен регионами, в кот-ых наиболее острыми явл-ся эк-кие, демографические, этнические, геополитические / же др проблемы и их сочетания.

Главные типы проблемных регионов:

• отсталые (слаборазвитые),

• депрессивные,

• приграничные.

• территории российского Севера - особая проблемная зона, обладающая исключ-ми, но не используемыми (или не полностью используемыми) возможностями, в принципе могут стать полюсами роста или регионами-локомотивами.

Те из них, кот-ые в лучшей степени приспособились к рыночным условиям, вполне способны продолжать свое разв-е без спец-ой гос поддержки. Иное дело — малозаселенные и малоосвоенные регионы, обладающие богатыми прир-ми ресурсами, но не имеющие собственных финансовых возможностей для их освоения. Такие регионы правомерно рассматривать как проблемные, а эффективной формой их гос поддержки являются федеральные целевые программы регионального развития.